Материал подготовлен на основе вебинара «Организация занятий проектной деятельностью с использованием линии учебников А.П.Матвеева по физической культуре». Смотреть запись вебинара

На сегодня концепции обучения опираются на сензитивность, развитие в соответствии с типом ведущей деятельности возраста. Знания, умения и навыки в школе должны быть педагогически адаптированы. Знания по физической культуре — это информация, которая выражает законы и закономерности двигательной деятельности. Но только когда информация используется как средство для достижения цели, она превращается в опыт ученика и становится личным знанием.

Поскольку цель предмета — обучить ребенка самому заниматься своим здоровьем, а не только развить его двигательные качества, новый учебник имеет ряд особенностей.  

Формирование знаний о физкультуре как части человеческой культуры, как средстве подготовки к предстоящей жизни, как культуре собственного здоровья и тела происходит во всех классах в соответствии с психическими и физическими особенностями возраста. В младшей школе теоретического компонента меньше, в старшей — больше.

Не оспаривается, что двигательная деятельность — основа обучения физкультуре. Но компонент знания не отменяется ни в информационной части, ни в освоении средств осуществления двигательной активности, ни на этапе физического совершенствования. Знания и упражнения не должны разводиться во времени и в местах обучения. Учебник описывает те виды и формы деятельности, которые осуществляют ученики, осваивая информацию.

Учитываются (и описаны в учебнике) индивидуальные и возрастные особенности учеников разного возраста и предложены способы коррекции негативных факторов развития. С таким учебником удобно работать дома, читать для себя, самостоятельно разрабатывать подходящие комплексы, заниматься корригирующей гимнастикой и пр. Фактически — методики даны самому ученику прямо в учебнике. Учителя могут предлагать что-то дополнительное на основе индивидуальной динамики ученика. Когда ученик освоил основы физической культуры, учитель начинает выступать как консультант.

Когда же это происходит? Уровни освоения содержания определяются степенью осознанности выполнения упражнений: обычно ученик, которому не удается выполнить упражнение хорошо, в разговоре не может  правильно назвать (или пропускает) как раз тот этап (элемент), который мешает качеству исполнения. И он готов это обдумать.

Нужна голова и педагогу. Думает ли он о восприятии детьми своего показа двигательного действия перед стоящими в шеренгу? Что с краю его видят иначе, чем из середины? Информирует ли о сложности и травмоопасности того или иного элемента. А ведь некоторые действия на первый взгляд незаметны, как в позе «упор-присев», например. Протоколирование действия очень помогает. И далее: чем меньше возраст, тем короче должно быть предъявление… одни дети воспринимают детали действия, а другие видят общность, но не замечают детали… технику схватили, а совершенствование стопорится, другие еще не начали выполнять, а уже переживают о результате (страх). Наконец, дети пришли после пяти уроков и внимание их переутомлено. Многое нужно замечать и учитывать. Про внимание, к примеру: рекомендуется овладевать им постепенно, отложив элементы, требующие сосредоточения на попозже. Или придумать способ активизации (заинтересованности) учеников, то есть пойти через непроизвольное к произвольному. Лучше понять через историю: учитель дал задачу «преодолеть препятствие в виде гимнастического коня» — кто прыгал на него, кто залезал, а один мальчик просто прополз под ним. Нестандартно выполнил.

Ну, так что же мы оцениваем на физкультуре? Согласно ФГОС, отметка для всех учащихся, независимо от состояния здоровья, одна — по тому критерию, который разработан учителем. Критерий один для всех, кого он обучает, по каждому виду двигательной деятельности («прыжок через гимнастического козла 70см», к примеру).

Так учитель делает доступным достижение положительной оценки всеми.

Перейти в каталог учебной продукции по физкультуре