Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Забота человека о собственном здоровье. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Учебно-методический комплекс: Саплина Е.В., А. И. Саплин, В. И. Сивоглазов «Окружающий мир» для 1-4 классов («РИТМ»).

Тип урока: урок-проект.

Данный проект:

  • по содержанию – практико-ориентированный,
  • по продолжительности – мини-проект (1 урок),
  • по комплексности – монопроект (в рамках одного учебного предмета – окружающий мир – с использованием информации из таких областей знаний как ОБЖ, экология, валеология, биология),
  • по характеру контактов между участниками – внутриклассный.

Цель урока: формирование целостного взгляда на проблемы сохранности собственного здоровья и овладение практическими навыками укрепления здоровья.

Задачи урока:

  • расширение представления детей о правилах личной гигиены, отдыха, рационального питания, закаливания, двигательном режиме;
  • формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • приобщение учащихся к творческому сотрудничеству в ходе проектной деятельности.

Ключевые компетенции: ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о состоянии своего здоровья, выражения собственной позиции относительно вредных привычек и правильной организации жизнедеятельности согласно здоровьесбережению;
  • валеологического самообразования.

Программно-техническое обеспечение: компьютер, сканер, проекционная система; издательские программы; текстовые процессоры; программа обработки изображений; программы работы с мультимедиа.

Материалы к уроку:

  • лист ватмана, на котором нарисован здоровый ребенок с воздушными шарами. Этот лист разрезан на шесть разноцветных (с обратной стороны) частей («кусочки» здоровья). Каждый кусочек здоровья подписан: гигиена, правильное питание, двигательный режим, закаливание, хорошее настроение, вредные привычки;
  • оргстекло, к которому будут прикрепляться «кусочки» здоровья;
  • скотч;
  • листы с заданиями для работы в парах;
  • буклет о здоровом образе жизни на память детям;
  • тетрадные листы для складывания стаканчика;
  • чипсы, сухарики, кока-кола;
  • вырезанные из бумаги улыбки и гримаски.

Литература:

  • Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Ч.3. Практическое пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008.
  • Соловьева Т.А. Уроки естествознания во втором классе гимназии: / опыт развития интеллекта младших школьников в учебном процессе/– М.; Прометей, 1997. – Ч.2
  • Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир», деятельностный развивающий подход. 4 кл. – М.: ВАКО, 2006
  • Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: 2008
  • Реализация акмеологического и валеологического подходов в интеллектуально-развивающем образовательном процессе многопрофильного лицея как важнейший фактор общеучебной успешности школьников. – Псков, 2009

Ход урока-проекта

(Проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.)

ПРОБЛЕМА

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльвира Борисовна. Я работаю в СЭЛ №21 учителем у таких как вы третьеклассников.

Дети у меня растут добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидят и читают серьёзные книги, решают компьютерные задачи, играют в шахматы, смотрят передачи для умников по телевизору.

Они так увлекаются, что иногда забывают вовремя поесть, а на зарядку и игры на свежем воздухе у них просто нет времени.

Мои дети замечательные, я их люблю, но мне горько видеть, как они ходят, ссутулившись, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают.

Сегодня я пришла к вам, чтобы вы помогли решить проблему со здоровьем моих учеников.

Почему болеют дети, если они практически не бывают на улице?

Что надо сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?

(*Рассказ учителя о проблеме сопровождается показом слайдов.)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

– Вы готовы мне помочь?

– Только как практически это сделать?

– Когда я к вам ехала, думала: может, рассказ напишем? Нет слишком много времени понадобиться. Может, рисунок нарисуем? Так ведь одним рисунком не расскажем обо всем. Что делать? (Мнения учеников).

– А, может быть, рекламный щит в классе установить, а на нем все главное о здоровье написать и нарисовать?

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Надеюсь, что вы уже знаете, ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ…

– Но на всякий случай я везла вам определение здоровья, но, вынимая его из папки, случайно уронила, и все строчки перепутались, помогите восстановить, и мы сможем прочитать, что такое здоровье.

НА ДОСКЕ:

ЗДОРОВЬЕ

когда у тебя ничего не болит,
это состояние полного благополучия,
тебя не мучают плохие мысли,
и у тебя хорошие отношения в семье и с друзьями.

(Здоровье – это состояние полного благополучия, когда у тебя ничего не болит, тебя не мучают плохие мысли, и у тебя хорошие отношения в семье и с друзьями.)

– Вы не первый год в школе и уже знаете, что каждый человек должен сам заботиться о своём здоровье. А как это делать?

(Ответы детей: закаляться, тепло одеваться, хорошо питаться, спать, гулять, не сидеть много за компьютером и т.п.)

– Молодцы, вы знаете, что для того, чтобы быть здоровым, нужно приложить много усилий. Ведь наше здоровье зависит от многих факторов и условий жизни.

– Посмотрите на экран. Перед вами составляющие нашего здоровья: хорошее настроение, отсутствие вредных привычек, правильное питание, двигательный режим, гигиена, закаливание. Каждый из нас должен выполнять особые правила по всем этим направлениям.

– Предлагаю познакомиться поближе с каждой составляющей нашего здоровья и собрать из этих составляющих мозаику.

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

– Итак, ребята, посмотрите на определение здоровья. Очень важно, чтобы человека не мучили плохие мысли. Ведь плохие мысли у человека вызывают страх, тревогу, панику, вселяют неуверенность, делают его подавленным. От плохих мыслей человек может заболеть и попасть в больницу.

– Наверняка, вы не раз испытывали плохие чувства. Но в больницу никто не попал. Значит, вы знаете, как с ними бороться? (Послушать музыку, поговорить с друзьями, посоветоваться с взрослыми, заняться любимым делом, хорошо выспаться, поплакать)

– Я хочу рассказать вам еще об одном способе избавления от плохих чувств. Наверняка, у вас были, а может и сейчас есть обидчики. Эти люди вызывают у вас плохие мысли, а сделать вы им плохого ничего не можете, потому что вы воспитанные и добрые. Представьте их. Я даже попробовала вам помочь, изобразила их. А теперь порвите листок с изображением обидчика на мелкие части, зачеркните ручкой, сомните сильно-сильно кусочек бумаги с изображением.

– Получилось избавиться от мыслей об обидчике?

– Справиться человеку с плохими мыслями и чувствами помогает и доброе слово ближнего.

– Предлагаю прямо сейчас улучшить настроение. Вы сидите парами. Пусть каждый из вас в паре скажет соседу доброе слово на ушко или вслух, как хочется, по моей команде.

– Молодцы! Кивните мне головой, если вы услышали от соседа добрые слова, и ваше настроение действительно улучшилось.

ФИЗПАУЗА:

– Ребята, я попрошу вас сесть в позу «кучера», расслабиться и послушать рассказ.

К мудрецу прибежал человек и говорит:

– Слушай, мудрец, должен тебе сказать, что твой друг…

– Подожди, подожди, – перебил его мудрец, – Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
– Какие?
– Первое – сито правды: то, что ты хочешь сказать, – это правда?

– Не знаю, я так слышал…

– Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, что-то доброе?

– Не знаю. Наверное, нет.

– Гм, тогда просеял ли через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел?

– Нет, необходимости в этом нет!

– А, значит, – сказал мудрец, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

– Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Старайся не говорить злых слов о других, сплетничать)

– Вы правы, не зря говорят в народе: Доброе слово лечит, злое калечит.

– Итак, чтобы человек был здоровым, важно иметь хорошее настроение.

Первая составляющая здоровья человека – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.

(Цветная часть прикрепляется на оргстекло)

На этой части написано:

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

послушай любимую музыку
займись полезным делом
хорошо выспись
посоветуйся с взрослыми
поговори с друзьями

Помни!

Доброе слово лечит, злое калечит.

ФИЗПАУЗА:

– Друзья могут даже без слов улучшить ваше настроение. Я попрошу вас встать, раскрыть ладошку навстречу одноклассникам и дотронуться. Получите порцию хорошего настроения. Я вижу, что вы все улыбаетесь, значит, всё получилось. Мы стали добрее, а значит здоровее. Садитесь.

– А следующая составляющая часть здоровья – это ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

– Признайтесь честно, а вы знаете, какие привычки считают вредными?

– Сейчас мы это и проверим.

– Возьмите листочки с заданием. Прочитаем задание: поставьте «+» в окошке около полезной привычки и «-» около вредных привычек:

⓿ Сидеть долго за компьютером
⓿ Смотреть телевизор с близкого расстояния
⓿ Читать при плохом освещении
⓿ Часто проветривать комнату
⓿ Кататься зимой на лыжах
⓿ Есть много сладкого
⓿ Гулять зимой без шапки
⓿ Чистить зубы два раза в день
⓿ Перед сном много кушать и много пить
⓿ Спать на жесткой постели
⓿ Курить и употреблять алкоголь и наркотики

– Итак, давайте проверим, что относят к вредным привычкам.

  • Сидеть долго за компьютером
  • Смотреть телевизор с близкого расстояния
  • Читать при плохом освещении
  • Есть много сладкого
  • Гулять зимой без шапки
  • Перед сном много кушать и много пить
  • Курить и употреблять алкоголь и наркотики

– Молодцы, но только знать вредные привычки – не достаточно, нужно еще вести с ними активную борьбу, стараться от них избавиться. Хотите, я расскажу вам один способ борьбы с вредными привычками?

ФИЗПАУЗА:

– Встаньте, пожалуйста, очень тихо, чтобы никто не услышал, сосчитайте свои вредные привычки, загибая пальчики. Также тихо положите их в ладошку. Крепко-крепко сожмите кулачок и зажмурьте глаза. Теперь подумайте о том, что всё, что вы перечислили, вредит вашему здоровью, и что с этим надо бороться. Скажите про себя: «Буду бороться с вредными привычками каждый день!» и фукните на кулачок, разжав его. Откройте глазки. Вы только что дали обещание бороться с вредными привычками. Значит, теперь каждый день вам придётся повторять этот ритуал и проверять, стали ли вы меньше загибать пальцев, убиваете ли вы в себе вредные привычки, тем самым укрепляете здоровье.

– А я прикрепляю на доску вторую часть нашего здоровья – ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК с напоминанием о них.

(Вторая цветная часть прикрепляется на оргстекло)

На этой части написано:

ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК:

Не сидеть долго за компьютером
Не смотреть телевизор с близкого расстояния
Не читать при плохом освещении
Не есть много сладкого
Не гулять зимой без шапки
Не есть и не пить много перед сном
Не курить и не употреблять алкоголь и наркотики

– Ребята, а какая привычка на ваш взгляд самая вредная? Почему?

– А вы курите?

– И я не курю! Мне много раз предлагали попробовать, но я умею отказывать. Хотите вас научу? Есть три способа.

Первый.

Надо посмотреть прямо в глаза тому, кто предложил сигарету, и спокойно, но очень уверенно сказать: «Нет! Я хочу долго жить!»

Давайте отрепетируем!

Второй.

На предложение закурить, надо сделать рукой решительный жест и громко сказать жёсткое «Нет!».

– Кто хочет показать этот жест? (Два человека)

Третий.

Исподлобья, опустив подбородок, презрительно сощурив глаза, сказать: «Нет! И тебе не советую!»

– Давайте, все вместе изобразим презрение к курильщику.

– Молодцы, я уверена, что вы сможете дать отказ на предложение закурить или попробовать алкоголь, наркотики. Ведь только необразованные и неуверенные в себе люди употребляют вещества, которые разрушают организм.

– Они даже считают, что курильщику хорошо, он может не стучаться к соседу, тот и так услышит, что на пороге гость.

– Догадались, почему?

– А у нас следующая составная часть здоровья – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

– Карлсон неправильно питался и попал в больницу.

– Помогите доктору отобрать продукты для правильного питания (молочные продукты, кока-кола, крупы, жвачка, овощи, фрукты, мясо, чипсы, рыба, мед, сухарики).

– Наклейте нужные картинки на «кусочек» здоровья.

– Давайте посмотрим, что у нас осталось: кока-кола, жвачка, чипсы, сухарики.

– Эти продукты очень вредны для здоровья? Но почему?

– Ребята, у вас на партах есть ещё листок голубого цвета. Такой листочек один, так как вам предстоит работать в парах. Задание: из предложенных слов составьте небольшое стихотворение.

Кока-кола, чипсов пачка
Наш желудок разрушают
Быть здоровым нам мешают
Фанта, пепси и жевачка.

– А я принесла с собой на случай, если кто-нибудь захочет перекусить на уроке, чипсы, сухарики, кока-колу.

– Что же мне с этими продуктами делать? Придется выкинуть. Но у меня рука не поднимается, кто мне поможет уничтожить вредные продукты питания? (Смелые ребята выливают кока-колу, высыпают сухарики и чипсы в урну, выбрасывают жвачку)

– Спасибо! 

Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что есть.

– Итак, прикрепляем на щит «кусочек» мозаики здоровья – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

ГИГИЕНА

– Ребята, а если вредно пить пепси-колу, кока-колу, фанту, что же тогда можно пить? Какие напитки полезны для здоровья?

Минеральная вода для здоровья нам нужна:
Омывает, укрепляет и желудок очищает,
Минералами питает,
Быть активным помогает!

– Закройте глазки и представьте, что на дворе уже весна. Солнышко пригревает, ветерок обдувает. Вы всем классом отправились на экскурсию сразу после урока с портфелем за плечами. Экскурсия была интересная, но вы устали. Вам жарко и очень хочется пить. На весь класс всего одна бутылка минеральной воды, а пить все хотят. Можно ли всем пить из одной бутылки? Почему? Откройте глазки, ответьте на вопрос. Что делать?

– Можно сделать одноразовый стаканчик из тетрадного листа.

Схема на экране.

– Ну вот, у вас получились стаканчики. Предлагаю забрать их домой и провести эксперимент: проверьте можно ли из него попить.

– Итак, мы только что выяснили, что нельзя нескольким людям пользоваться одним стаканом, потому что можно заразиться инфекционными болезнями. И, придя к такому выводу, мы, таким образом, приступили к рассмотрению следующей составной части здоровья человека – ГИГИЕНЫ

– Кто-нибудь напомнит, что такое ГИГИЕНА?

– Гигиена – эта такая наука, которая занимается изучением здоровья. Главное правило для всех людей – «Чистота – залог здоровья!»

– Попрошу двух девочек выйти к доске и разыграть коротенькую сценку «Катя и Наташа».

Катя: Наташа, дай мне, пожалуйста, расчёску, я свою дома забыла.

Наташа: Извини, но я не могу тебе дать свою расчёску.

Катя: Фу, жадина!

– Ребята, кто, на ваш взгляд, прав из девочек? Почему?

– Совершенно верно! Нельзя предметы личного пользования предлагать и давать другим. У каждого должны быть свои предметы гигиены.

– Перед вами предметы гигиены. Подумайте, на какие две группы эти предметы можно разделить. По какому признаку вы это сделаете? (Предметы, которые можно одолжить другому, и предметы только личного пользования)

(На доске картинки с изображением расчёски, мыла, зубной пасты и щётки, полотенца, шампуня. Дети образуют две группы предметов с указанием признака, по которому они сделали выбор, и приклеивают их на «кусочек» здоровья)

Первая группа

 

Вторая группа

  * зубная паста   

 

* зубная щётка

  * мыло 

 

* полотенце

  * шампунь  

 

* расчёска

От простой воды и мыла
У микробов тают силы!

– Новая часть здоровья – ЗАКАЛИВАНИЕ

– Два мальчика закалялись по-разному. Послушайте и скажите, какой мальчик закалялся правильно.

Артур до 3 класса рос болезненным мальчиком, часто пропускал занятия в школе. В один прекрасный день он решил: «Больше не буду болеть, буду закаляться!». И Артур стал закаляться. По утрам он ходил босиком по снегу. Перестал носить шарф и варежки. Каждый день съедал две порции мороженого. И Артур… опять заболел… Но почему?

Коля по утрам изо дня в день обливал ноги сначала прохладной водой, затем все холоднее и холоднее. А через полгода Коля принимал уже холодный душ.

– Конечно же, Коля. И вы правы, считая, что закаляться надо постепенно.

– А кроме обливания, что еще помогает закаливанию? (Плавание, занятия спортом и физкультурой)

Давайте приклеим картинки, на которых изображено, как надо закаляться

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

– Вот мы и подошли к последней части здоровья. Она будет называться ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.

– Вы, наверное, устали, предлагаю подвигаться. Прошу вас встать.

– Давайте попробуем привести в норму наш позвоночник. Встаньте ровно, поднимите руки вверх, и, подымаясь на носочках, хорошенько потянитесь к потолку. Молодцы! А теперь сложите ладошки перед собой и попробуйте сделать тоже самое за спиной. Потянитесь и слегка прогнитесь.

ПРОДУКТ

– Наша мозаика здоровья собралась из «кусочков».

– Напомню, в начале урока перед нами стояли два вопроса:

Почему болеют дети?

Что надо сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?

– Мы ответили на эти вопросы на уроке, разобрав значение каждой составной части здоровья? Кто подведет итог, ответит на поставленные вопросы?

– Предлагаю заглянуть на обратную сторону нашего рекламного щита.

(Учитель переворачивает сложившуюся мозаику, и с обратной стороны все видят здорового ребенка с шарами в руках.)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА

– Ребята, посмотрите, из «кусочков» мозаики мы собрали здорового, жизнерадостного человека. Нам улыбается весёлая девочка с шариками.

– Предлагаю, стихотворные слова, которые появились у нас на доске подарить этой девочке, прикрепив на шарик.

(Дети приклеивают слова.)

– Какое хорошее наглядное пособие о том, как заботится о своем здоровье, у нас получилось.

– Надо бы его презентовать, прорекламировать. Вы мне поможете?

(Учитель читает стихи, а дети по его команде вставляют двустишье.)

 СТИХИ

Знают взрослые и дети,
Что беречь здоровье надо.
Если вы вдруг заболели,
Появляются преграды.
Слова бывают разные:
Добрые прекрасные,
А бывают жгучие,
Злые и колючие.
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите!
Изучали на уроке
Правила мы гигиены:
Мыть перед едою руки
Нужно всем нам непременно.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы!
Надо всё чередовать:
Посидеть и погулять,
Бегать, прыгать, веселиться,
За учебником склониться.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения!

Добрый слушай ты совет.
Думай, что наносит вред.
Помните всегда вы, дети,
К чему ведут привычки эти.
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
Ешь всегда ты, что полезно,
А не то придут болезни!
Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть!
Закалят тебя всегда
Солнце, воздух и вода!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Сами сбережём здоровье
И поделимся советом:
Как беречь, крепить здоровье.
Нет у нас теперь секретов!

– Ребята, вот такой рекламный щит поможет моим ученикам понять, что нужно самому заботиться о своем здоровье, и научит, как это делать.

– Но мне жаль забирать его, а вдруг кто-то из вас через неделю забудет все правила сохранения и укрепления здоровья… Я решила на память вам подарить маленькие фотографии нашего с вами совместного продукта труда. Эти фотографии вы сможете показать своим друзьям и близким и научить их заботиться о своём здоровье.

– Я благодарю вас за урок. Думаю, что вашу работу на уроке можно оценить на «5». Мне очень понравилось у вас в гостях. Но меня ждут с нетерпением мои ученики с вашим подарком. Я поспешу к ним.

– А вас попрошу, покидая класс, оставить на рекламном щите свое чувство, которое у вас осталось после урока, в виде губок. Если вам понравилось сегодня наша работа, у вас хорошее настроение, то прикрепите губки-улыбочки. Если же вам сегодня было неинтересно на уроке, у вас плохое настроение осталось после нашей встречи, то приклейте губки-гримасы.

– А я с вами прощаюсь, до свидания!

(*Если позволит время можно провести игру «Блиц-вопросы»)

Блиц-вопросы:

  • мешают ли плохие мысли здоровью человека?
  • можно ли мыть руки без мыла?
  • когда нужно есть больше: во время завтрака, обеда, ужина?
  • может ли здоровый и закалённый человек без одышки пробежать вокруг школы?
  • можно быть здоровым без лекарств?
  • в каких продуктах много витаминов?

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться