Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Явления природы. 8 класс. Конспект интегрированного урока русского языка и химии

Понравился материал? Скажите автору спасибо

УМК «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской.

УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • обучающие: определение различий между физическими и химическими явлениями природы; составление статьи в школьную стенгазету в публицистическом и художественном жанре.
  • воспитательные: формирование положительной мотивации изучения через интеграцию предметов;
  • развивающие: развитие аналитического мышления и языковых способностей.

Задачи:

  • определять тему, основную мысль текста, составные части.
  • показать практическую значимость знаний о физических и химических явлениях, используя межпредметные связи.

Использованные источники:

  1. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. Русский язык. 8 класс. Учебник . для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  2. В.В. Львов, Н.А. Репина, М.М. Литвинова «Книга для учителя. Русский язык. 8 класс». – М: Дрофа, 2011.
  3. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
  4. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. «Химия». 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2012.
  5. www.drofa.ru Электронное приложение к учебнику «Химия. 8 класс» УМК О.С. Габриеляна.
  6. www.fcior.edu.ru сайт «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов».

Ход урока

Химия – область чудес, в ней скрыто счастье человеческое,
величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

А.М. Горький

1. Вызов

Учитель русского языка (слайд 1).

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Его будут вести сразу два учителя. Мы постарались в одном уроке соединить два совершенно не похожих предмета: химию и русский язык. А как вы думаете, это возможно? Или эти два предмета не имеют ничего общего? Слушает ответы учащихся, корректирует их в случае необходимости. Помогает формулировать вывод (слайд 2).

Учащиеся находят точки интеграции между двумя предметами. Формируется вывод о единстве понятия «Знание», и изучение его посредством разных научных предметов.

Учитель химии (слайд 3). Да, наш урок необычен по своему строению, это интегрированный урок. Несмотря на это, задачи урока очень важные. А определить название урока (или что мы будем сегодня изучать) нам поможет следующая презентация. Направляет восприятие информации учащимися, акцентирует внимание на формулировку названия урока. Представляет для восприятия презентацию и звуковую дорожку.

Учащиеся.Просматривают слайды презентации, получают эстетическое удовольствие от восприятия, делают предположения о названии урока. Записывают в «Маршрутном листе» (Приложение 1) дату, название урока (1 этап).

2. Целеполагание

Учитель русского языка (слайд 4).

С название урока мы определились: «Явления природы». Что же может по данному названию урока – явления природы, – заинтересовать нас с точки зрения предметов химия и русский язык. Для этого в маршрутном листе имеется таблица с колонками: знаю, хочу знать, узнал. Ваша задача заполнить только 2 и 3 колонки. Направляет системность мышления учащихся по определению индивидуальной цели познания с двух точек интеграции: химии и русского языка. Наблюдает за заполнением таблицы.

Учащиеся. Каждый ученик самостоятельно формулирует собственные цели обучения на уроке. Обмениваются результатами заполненной таблицы в парах, обсуждают записи. Заполнение 2 и 3 колонки таблицы (2 этап).

3. Получение новых знаний

Учитель химии (слайды 5-6).

Предлагаю просмотреть видеофрагменты и заполнить таблицу: определения физических и химических явлений, их примеры, признаки химических реакций. Показывает видеофрагмент с примерами химических и физических явлений. Помогает вспомнить материал о строении вещества.

Учащиеся. Осмысливают свои точки зрения о явлениях и признаках химической реакции. Обмениваются результатами заполненной таблицы в парах, обсуждают записи, приводят аргументы о своём мнении, вступают в диалог. Записывают определение, примеры и признаки химических реакций: изменение окраски, образование осадка, изменение запаха, выделение газа, поглощение или выделение теплоты (3 этап).

Учитель русского языка (слайд 7-8).

О явлениях природы говорят и химики научным языком, и русоведы, внося сюда лирический и эстетический смысл. Может изложить свою точку зрения о явлениях природы в виде картины и художник, и музыкант своим произведением. Вы разобрали уже химическую составляющую урока. Давайте обсудим статью из газеты. Раскрывает связь химии с русским языком, показывает возможности интеграции явлений природы в разных видах искусства посредством изучения публицистического и художественного текстов.

Учащиеся. Извлекают информацию из текста, определяют тему и составные части, идею, в описании находят основную мысль. Работают с готовым публицистическим текстом (4 этап) и дополнительной таблицей «Стили речи» (приложение 2).

Учитель русского языка. Учащимся, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, предлагается деятельность по индивидуальным маршрутным листам (приложение 3). Помогает и направляет деятельность учеников.

Учащиеся, которым необходима особая поддержка. Индивидуальная деятельность. Выполнение заданий по образцу.

4. Здоровьесберегающий компонент урока. Физминутка (релакс-пауза)

Учителя химии и русского языка (слайд 9). Предлагают упражнения для выполнения, совместно выполняют, включают звуковую дорожку (приложение 4).

Учащиеся. Ребята отдыхают, переключаются на другой вид деятельности.

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель химии (слайд 10). Выполнение заданий из «Маршрутного листа ученика» для первичного закрепления. Направляет деятельность учащихся, организует взаимопроверку и самооценку результатов выполнения задания.

Учащиеся. Выполняют задание, обмениваются «Маршрутными листами» в парах, сверяются с эталоном для проверки, самооценивают себя. (этап 5).

6. Рефлексия

Учитель русского языка (слайд 11). Наш необычный урок завершается. Работали все хорошо. Мы познакомились со структурой газетной статьи о практическом значении явлений в нашей жизни. Актуальна ли предложенная тема? В современный век всеобщей информатизации уместен ли разговор о газетной статье? Что же нового вы узнали на уроке? Для этого вернёмся к первоначальной таблице.Предлагает задуматься о результатах по достижении целей урока.

Учащиеся переосмысливают предыдущие знания, проверяют их на правильность, избавляются от ложных представлений. Заполнение «Маршрутного листа ученика» последней колонки таблицы (на этапе 2).

Учитель химии (слайд 12). Спасибо за ваши хорошие ответы. Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, вы сегодня поняли, что знание русского языка необходимо при изучении любого предмета.

Предлагает дописать предложения:

  • Сегодня я понял(а), что…
  • Главным на уроке для меня было…
  • Больше всего мне запомнилось…

Учащиеся. Подводят итоги урока. Определение прироста знаний в течение учебного времени урока. Заполнение «Маршрутного листа ученика» (6 этап).

6. Домашнее задание

Учитель русского языка (слайд 13). В нашей школе выходит газета «Пришкольная». Она размещается на сайте школы. В декабре вышел последний номер, и я попросила ученицу проанализировать её содержание. Предлагает задания: подготовить для школьной стенгазеты статью публицистического стиля на злободневную тему; или статью о проведении нашего интегрированного урока. Предлагает памятку на дом (приложение 5).

Учащиеся определяются с темой домашнего задания. Индивидуальное творческое домашнее задание по русскому языку; по химии §§25, 26 (этап 7).

Дополнительно: если останется время на уроке, можно выполнить задания:

  • электронного приложения к учебнику «Химия. 8 класс» УМК О.С. Габриеляна с сайта «Издательство «Дрофа» www.drofa.ru;
  • модуль ЭОР (электронный образовательный ресурс) «Физические и химические явления. Роль химии в жизни человека» с сайта «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» www.fcior.edu.ru;
  • желающие берут задания на флэш-носителях для выполнения их в качестве индивидуального домашнего задания.

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x