ВПР по русскому языку в 5 классе. Разбираем задания с учителем
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
26 октября состоится Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку в пятых классах.
Цель работы — выявить, на каком уровне школьники овладели языковым материалом начальных классов и готовы ли к дальнейшему обучению по программе.
Подготовиться к ВПР помогут:
-
Образец проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.
-
Разбор решения проверочной работы вы можете увидеть ниже на странице, а также скачать в текстовом варианте.
Документы, относящиеся к проведению ВПР по русскому языку в 5 классе:
-
Порядок проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в начале учебного года
-
План-график проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах
-
Описание проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.
Задание №1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .
Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата. Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)
Ответ:
Шаг первый
Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.
Алгоритм рассуждения:
Орфограмма №1 |
Проверяемая гласная в корне |
написание |
н..чной -ночь |
ночной |
|
г..л..са – гОлос, сладкоголОсый |
голоса |
|
д..леко - даль |
далеко |
|
нев..димки - невИдимый |
невидимки |
|
ост..рожная - стОрож |
осторожная |
|
л..сица -лИсонька |
лисица |
|
к..рмиться -корм |
кормиться |
|
на п..ля - пОле |
На поля |
|
в св..их - свой |
В своих |
|
р..дившиеся- род |
родившиеся |
|
з..мой -зИмушка |
зимой |
|
м..двежата- от МЁД и ВЕДАТЬ |
Медвежата медведь |
|
в..сна - вЁсны |
весна |
|
В с..р..дине –серЁдка (полногласие -ЕРЕ-) |
В середине |
|
На л..сных - лес |
На лесных |
|
тр..пинках - трОпка |
тропинках |
|
под н..гами - нОги |
Под ногами |
|
Орфограмма №2 |
Личные окончания глаголов |
|
каж..тся –казаться (Iспряжение) |
кажЕтся |
|
слыш..тся – слышать (искл.IIспр) |
слышИТся |
|
выход..т –выходить (IIспр) |
выходЯТ |
|
просыпа..тся –просыпаться (Iспр) |
просыпаЕТся |
|
приход..т – приходить (IIспр) |
приходИТ |
|
провалива..тся – проваливаться (Iспр) |
проваливаЕТся |
|
выход..т – выходить (IIспр) |
выходИТ |
|
Просыпа…тся- просыпаться (I спр) |
просыпаЕТся |
|
Орфограмма №3 |
Окончания существительных |
|
в сугроб.. .– 2 скл., П.п. |
в сугробЕ |
|
зайц.. .- после Ц |
зайцЫ |
|
В середин.. – 1 скл., П.п |
в серединЕ |
|
орфограмма №4 |
Ь после шипящих |
|
Мыш…- 3 скл. |
мышЬ |
|
Орфограмма №5 |
Чередующаяся гласная в корне |
|
Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А ( кроме росток, Ростов, ростовщик) |
подрАстают |
|
Орфограмма №6 |
-ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах |
|
Выходят (что делать?) кормит..ся |
кормитТЬся |
|
Медведь ( что делает?) просыпает..ся |
просыпаЕТся |
|
Снег (что делает?) проваливает…ся |
проваливаЕТся |
|
орфограмма №7 |
Окончание прилагательных |
|
В светл.. ночи (какОЙ?) |
в сетлОЙ |
|
Орфограмма №8 |
Правописание согласной в корне слова |
|
Радос..но - радосТь |
радосТно |
|
сне(г/к) - снеГа |
снеГ |
|
Чудес..ны -чудеса |
чудесны |
|
Орфограмма №9 |
Словарные слова |
|
В б..рлогах |
В бЕрлогаж |
|
б..рсуки |
бАрсуки |
|
ч..рикают |
чИрикают |
|
Другие орфограммы |
Ч…десны – ЧУ-ЩУ |
чудесны |
от..звались - неизменяемая приставка |
ОТОзвались |
|
вороб..и – разделительный Ь |
воробЬи |
Шаг второй
Читаем текст еще раз. Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания.
Алгоритм рассуждения:
Предложение |
Правило |
Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки -совы. |
Перед союзом И нужна запятая, т.к. она разделяет два простых предложения в составе сложного. Первая основа - гугукнула сова, вторая- невидимки-совы отозвались |
Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. |
После слова « по снегу» нужно поставить запятую, т.к. она разделяет однородные сказуемые: пробежала, скрылась. |
Переписываем текст.
Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.
Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.
Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по- весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)
При переписывании текста учитываются:
1. Соблюдение орфографических норм;
2. Соблюдение пунктуационных норм;
3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
Рекомендуем: Разбор ВПР по русскому языку (2 класс)
![]() |
Русский язык. 5 класс. Учебник Учебник, открывающий завершённую линию учебно-методических комплексов по русскому языку под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой; одобрен экспертными организациями РАО и РАН, соответствует ФГОС и включён в Федеральный перечень учебников. |
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор ;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения
Ответ:
Шаг первый
(1) – фонетический разбор ;
При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.
ночной(1)
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [а] – гласный, безударный
ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [о́] – гласный, ударный
й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,
___________________________________
6 букв, 6 звуков, 2 слога
Шаг второй
(2) – морфемный разбор;
Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).
Порядок морфемного разбора :
-
Определить, к какой части речи относится слово;
-
Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);
-
Выделить часть слова без окончания. Это основа слова;
-
Найти корень и выделить дугой
-
Найти приставку и обозначить ее;
-
Найти суффикс и отметить его значком;
Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.
Алгоритм рассуждения
подрастают(2)
Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Подрастают-вырастают –зарастают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень –раст- находим, сравнивая родственные слова: растет, вырос, растение (корень с чередующейся гласной) Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)
Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют
под- – приставка
-раст- – корень
-а- – суффикс
-ют – окончание
подраста - основа
Шаг третий
(3) – морфологический разбор;
Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:
1. уметь определять начальную форму слов;
2. знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;
3. понимать синтаксическую роль слов в предложении.
Порядок разбора имени прилагательного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Краткая или полная форма; род ( в единственном числе); падеж, число.
III. Синтаксическая роль
(в) тёплых(3) (норах)
1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;
2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является определением.
Шаг четвертый
(4) – синтаксический разбор предложения.
При синтаксическом разборе надо:
-
охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;
-
по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;
-
по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);
-
охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное( есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
-
охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).
-
указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.
-
подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
-
составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Предл. прил сущ Глаг Предл.. сущ. сущ
На лесных тропинках проваливается под ногами снег(4).
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).
Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).
Второстепенные члены предложения:
проваливается (где? под чем?) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение;
проваливается ( где?) на тропинках – обстоятельство;
тропинках ( каких?) лесных – определение.
![]() |
Русский язык. 5 класс. Учебник. Учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису и лингвистике текста, полученных в начальной школе; начинается систематическое изложение морфологии. Учебник строится по модульному принципу: каждая из восьми глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченных специальным значком, а также вкладка «Приложение». |
Задание №3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Партер, километр, современный, углубит.
Ответ:
Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.
Ответ: Парте́р, киломе́тр, совреме́нный, углуби́т
Задание №4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.
Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить самостоятельные и служебные части речи.
Ответ:
№ |
самостоятельные |
служебные |
|
1 |
Имя существительное |
Предлог |
междометие |
2 |
Глагол |
Союз |
|
3 |
Имя прилагательное |
частица |
|
4 |
Местоимение |
|
|
5 |
Имя числительное |
|
|
6 |
Наречие |
|
|
Алгоритм рассуждения
Шаг первый
1. (в) саду (сад), ветви (ветвь), яблонь (яблоня), (под) тяжестью (тяжесть), плодов (плод)
Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Следовательно, это имена существительные.
2. Гнулись – это глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делали?
3. Гнулись (где?) в саду, (под чем) под тяжестью, (как? до чего?) до земли
Предлоги В, ПОД, ДО выражают зависимость существительных от глагола, (связывают существительные с глаголом)
предл. сущ. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ сущ.
Ответ: В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.
Шаг второй
Определяем, какие части речи отсутствуют в предложении.
В предложении нет имени прилагательного, местоимения, имени числительного, наречия, союза, частицы, междометия.
Задание №5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
-
Стёпа как вы переправлялись на другой берег
-
Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку
-
Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка
-
По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром
Алгоритм рассуждения.
Шаг первый
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.
Предложение №1 простое, вопросительное, осложнено обращением.
Ответ:
Расставляем знаки препинания:
Стёпа, как вы переправлялись на другой берег?
Второе предложение сложное, повествовательное.
Расставляем знаки препинания:
Стёпа ответил, что они ловили рыбу на обычную удочку.
Четвертое предложение простое, повествовательное, осложнено вводным словом.
Расставляем знаки препинания:
По словам Стёпы, самый хороший клёв был ранним утром.
Предложение №3 с прямой речью.
Расставляем знаки препинания:
«Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку»,- тихо сказал дедушка.
Ответ:№3
Шаг второй
Составление схемы предложения: «П», – а.
![]() |
Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5—9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача — помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал. |
Задание №6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
-
Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?
-
Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!
-
Оля покажи свою самую любимую открытку.
-
Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.
Алгоритм рассуждения
Первый шаг
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.
Ответ:
Оля, покажи свою самую любимую открытку.
Внутри других предложений запятых нет.
Второй шаг
Объяснение основания выбора предложения
Это простое предложение с обращением, которое стоит в начале предложения.
Задание №7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
-
С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.
-
Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.
-
Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.
-
Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.
Алгоритм рассуждения
Первый шаг
Распознавание предложения и постановка знака препинания:
Ответ:
1.С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.
Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (упадет и рассыплется).
2. Была гроза с сильным ветром, и ночью старое дерево рухнуло.
Это сложное предложение. Первая основа - бала гроза, вторая основа-дерево рухнуло. Перед союзом И ставится запятая.
3.Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.
Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (кружились и падали).
4.Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.
Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные члены (сосен и елей).
Ответ: № 2
Второй шаг
Объяснение основания выбора предложения: Это сложное предложение. Перед союзом И ставится запятая. Можно начертить схему.
![]() |
Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, соответствующего ФГОС ООО, но может быть использована с учебником, соответствующим ФК ГОС. Она предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии и совершенствованию их способностей понимать и осмыслять чужие высказывания, а также свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. |
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
Текст 2
1)Этот мальчик и эта птица живут на острове Беринга. (2)Человек и птица не видели земли, кроме острова, окружённого водой Тихого океана. (3)Мальчика зовут Володя; он живёт в деревянном доме островного посёлка, ходит в школу. (4)Большая чайка живёт на берегу большой колонии таких же чаек, которые целый день кричат, дерутся, летают над самым прибоем, охотятся, а вечером вся колония собирается на ночлег
5)Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. (6)Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. (7)Летит к нам, опускается. (8)Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. (9)Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления.
(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома. (11)Аккуратно кормил, ходил с приёмышем к берегу. (12)Чайка выросла и вернулась в свою колонию, но что-то осталось в памяти вольной птицы. (13)Иногда она прилетает и долго сидит на крыше бревенчатой избы, а когда Володя приходит на берег – чайка узнаёт его. (14)Если поблизости немного людей, птица опускается Володе на плечо. (15)У дружбы великое множество путей…
(По В. Пескову)
Задание №8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста.
Ответ. Основная мысль текста выражена в последнем (15) предложении:
«У дружбы великое множество путей…»
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Володя знает чайку, которая садится ему на плечо? Запишите ответ.
Ответ:
Ответ на этот вопрос мы найдем в 9 предложении: «Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления…»
Ответ: Мальчик не удивился, когда чайка села ему на плечо.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание №10.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.
Ответ:
Типы речи — это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи:
-
Повествование (сообщает о развивающемся действии, доносит определенную информацию во временной последовательности);
-
Описание (целью является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке);
-
Рассуждение (разъясняет, раскрывает определенные особенности, что-то доказывает или опровергает).
Ответ: повествование.
Задание №11
В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.
Ответ:
Ответ: удивление
Задание 12
В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.
Ответ:
Антонимы – это противопоставленные друг другу по смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание.
Антоним находим в предложении №10
(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома.
Ответ: мокрого