Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов. Химия. 9 класс. Разработка урока

УМК «Химия. 9 класс» О. С. Габриеляна.

Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
  • Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

  • Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
  • Совершенствовать умения логически мыслить.
  • Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
  • Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

  • Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
  • Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Оборудование и реактивы: коллекция известняков, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин, штатив с пробирками, фильтр, воронка, химический стакан.

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Проверка Д/З

Устная проверка знаний: (у доски)

  • строение атома элементов 2а группы
  • химические свойства на примере кальция
  • упражнение 5 стр. 67
  • работа по карточкам
  • групповая опережающая работа с коллекцией известняков
  • групповая опережающая работа (лабораторный опыт)
  • остальные работают, выполняя задание по компьютеру(найти соответствие формулы и названия вещества)

3. Новая тема

Карточки собрать. У всех на столах таблицы.

Формула

Название вещества

Применение

MgO

 

 

CaO

 

 

Ca(OH)2

 

 

Прозрачный раствор Ca(OH)2

 

 

Белая взвесь Ca(OH)2

 

 

CaCO3

 

 

 

 

 

 

CaSO4 × 10H2O

 

 

MgCO3

 

 

BaSO4

 

 

Ca3(PO4)2

 

 

В природе щелочноземельные металлы и магний, так же как и щелочные металлы, находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.

Я попросила 2 группы ребят провести исследования. Что они исследовали, какие результаты у них получились, мы сейчас и узнаем.

Попутно заполняется таблица.

1 группа.

Инструкция к проведению лабораторного опыта:

  1. Рассмотрите выданное вам вещество, как оно называется?
  2. Прилейте к оксиду кальция воды, помешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Как называется полученное вами вещество?
  3. Поделите полученный раствор на 2 части.
  4. Первую часть раствора профильтруйте в химический стакан. Что наблюдаете?
  5. Во вторую часть раствора добавьте несколько капель фенолфталеина, что наблюдаете? Что доказывает изменение окраски фенолфталеина?

Учебник стр. 63.

Выданное нам вещество называется оксид кальция или негашеная известь. Оно твердое, белого цвета. В воде растворяется плохо. При растворении образовался гидроксид кальция, который по-другому называется гашеной известью.

Затем мы разделили раствор гидроксида кальция на 2 части.

В 1 часть добавили несколько капель фенолфталеина, он изменил свою окраску на малиновый цвет. Из этого следует, что в растворе есть гидроксогруппа и раствор является щелочью.

2 часть раствора мы профильтровали. Из учебника мы узнали, что прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковая вода, а то что осталось на фильтровальной бумаге – известковое молоко.

СaO – в производстве строительных материалов

Сa(OH)2 – в сахарной промышленности для очистки свекольного сока

Наибольшее распространение имеют соли щелочноземельных металлов

2 группа учащихся коллекцию минералов и сейчас они расскажут, какие минералы кальция они узнали, где они применяются. Продолжается работа с заполнением таблицы.

2 группа

Инструкция к проведению работы: рассмотрите, выданные вам образцы минералов и работая с учебником стр. 64–65 опишите их значение в жизни человека.

Изучив коллекцию минералов и работая с учебником, мы выяснили, какие соединения образует кальций и где эти соединения применяются.

Сначала мы увидели мел. Его мы используем в школе, а так же его добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки.

Потом мы рассмотрели известняк. Он бывает ракушечный и плотный. Используется для получения цемента, стекла, гашеной и негашеной извести. Известковой щебенкой укрепляют дороги.

Мрамор мы увидели: белый, серый, красный. Мрамор используется для изготовления скульптур, в архитектуре, для облицовки.

Мел, мрамор, известняк имеют формулу СаСО3.

Гипс СаSO4 × 10H2 Oиспользуется в строительстве, медицине.

Заполняем таблицу до конца.

Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.

Суточная потребность кальция – 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.

Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинтеза.

4. Закрепление

Показываю карточку с формулой, ребята дают название и где применяется данное соединение.

5. Итог урока

Что мы сегодня узнали на уроке?

Мы узнали формулы магния и щелочноземельных металлов, названия и их применение.

6. Д/З

Параграф 12, задание 3

  • Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов. Химия. 9 класс. Конспект урока

  • Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов. Химия. 9 класс. Презентация

  • Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов. Химия. 9 класс. Разработка урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться