Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. Русский язык. 3 класс. Разработка урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: развивать умение распознавать глаголы в прямом и переносном значении; правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Виды используемых ИКТ: презентация.

Материалы и оборудование: учебник, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

– О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.

  • 2 слайд.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.

(О глаголе.)

– Правильно, в этом стихотворении – загадке говорится о глаголе.

Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.

– Дайте определение глаголу.

– Чем чаще всего в предложении бывает глагол?

– Какие слова называют антонимами? Приведите примеры.

– Какие слова называют синонимами? Приведите примеры.

Выполните мои задания. (Ответы нужно записать на доске.)

– Подберите антоним глаголу строить. (разрушать)

– Синоним слову скакать.(прыгать)

– Антоним глаголу огорчаться.(радоваться)

– Назовите «лишнее» слово: чистый, резвиться, скромное, веселая.

На доске: разрушать, прыгать, радоваться, резвиться.

– Найдите в словах одинаковый звук. Какой буквой на письме обозначается этот звук? (В словах два таких звука.)

– Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Р.

– Найдите закономерность и продолжите ряд.

Рр ар ра

Прочитайте предложения.

Зимой река спит подо льдом.

Маленький Руслан крепко спит.

Назовите орфограммы в этих предложениях.

Спишите. Подчеркните главные члены предложения.

Проверка.

– Что заинтересовало в предложениях?

– В каком предложении глагол употреблен в прямом значении, а в каком в переносном? Как вы понимаете выражение «в переносном значении»?

Сегодня на уроке мы узнаем о том, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.

II. Работа по теме урока

  • 3 слайд.

А сейчас, посмотрите внимательно на доску.

Составьте предложения.

Сравните значение слова идут в каждом предложении.

Сравниваем вывод, сделанный учениками с учебником. (смотрим стр. 75 учебника)

  • 4 слайд.

Какие глаголы в стихотворении имеют переносное значение?

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Физкультминутка.

  • 5 слайд.

Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив глаголы в прямом и переносном значениях.

– Мама, крапива кусается?

– Да.

– А как она лает?

  • 6 слайд.

В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, чтобы эти глаголы были употреблены в прямом значении.

– Природа еще спит.

– На морозе у ребят щеки пламенем горят.

– Мороз прогнал ребят со двора.

  • 7 слайд.

Прочитайте текст.

– Объясните, какую ошибку совершили дети.

Мать приказала ребятам запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать.

– "Так как, – пояснила она, – по городу ходит скарлатина".

В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.

– "Приходила скарлатина, но мы ее не пустили " – говорили дети.

/ К. Чуковский./.

III. Работа с учебником.

Употребление глаголов в разных значениях. Упражнение 540.

– Прочитайте.

– Спишите только те предложения, в которых глагол употреблен в переносном смысле.

(Проверка.)

– Составьте два предложения, в которых глаголы имеют переносный смысл.

– Прочитайте предложения.

IV. Работа над развитием орфографической зоркости

  • 8 слайд.

На доске записано предложение.

На своих крыльях птицы приносят весну.

– Как вы понимаете смысл этого предложения?

– В каком значении употреблен глагол в этом предложении.

– Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните.

Р. бята п. весили (на) д. рев. ях скв. речники. Скв. рцы п. . вились неожиданно. Птицы зан. ли св. и новые д. ма.

Проверка.

VI. Итог урока

– С какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значениях?

Домашнее задание.

Упражнение 541.



Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x