Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Углеводороды: от алканов до аренов. Химия. 10 класс. Разработка урока

УМК «Химия. 10 класс» О. С. Габриеляна

Тип урока: обобщающий урок.

Цели урока:

  • Образовательные: формирование целостного представления о составе, строении, свойствах и применении основных классов углеводородов.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе применения знаний в нестандартных ситуациях, внимания и уважения к мнению окружающих, ответственности за результаты учебного труда.
  • Развивающие: развитие интереса к предмету, коммуникативной культуры, умений творчески подходить к решению учебных задач.

Предполагаемые результаты урока:

  • Личностные: ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, навыки сотрудничества со сверстниками в учебной деятельности, готовность к самостоятельной творческой деятельности.
  • Метапредметные: применение интеллектуальных операций сравнения, обобщения, использование различных источников для получения информации, умение ясно, логично и точно излагать свою позицию.
  • Предметные: описывать и различать основные классы углеводородов, владинеи умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законов

 Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация Углеводороды».

Предварительная подготовка. За две недели до урока учащимся предлагается объединиться в группы для коллективного выполнения творческого задания.

Описание хода урока

Деятельность учителя (основные моменты объяснения, вопросы для обсуждения)

Деятельность учащихся (возможные варианты ответов)

Слайд (усл. обозн.)

Приветствие учителя.

Демонстрируется новостной видеоролик (Обвал цен на нефть). После просмотра ролика ученикам предлагается рассмотреть факт с точки зрения химии: задаются вопросы «Почему же именно углеводородное сырьё приобрело такое значение в современной экономике?», «О каких веществах идёт речь?». Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы «Углеводороды». Количество органических веществ, содержащих в своём составе атомы двух химических элементов - углерода и водорода, очень велико. Мы рассмотрели лишь наиболее важные классы углеводородов и основные закономерности, описывающие их состав, строение и свойства.

Запись даты и темы урока в тетрадь

Тема

Существует несколько способов классификации углеводородов: один из них основан на особенностях строения углеродной цепи. Разнообразный мир углеводородов можно также разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные свойства?

Обсуждение ответов в парах.

(К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены).

Углеводороды

А какое практическое значение имеют эти вещества?

Обсуждение ответов в парах.

Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло).

Иллюстрация

Вспомним основные характеристики изученных классов углеводородов.

Итак, чем характеризуются представители предельных углеводородов?

Дайте характеристику непредельных углеводородов.

 Дайте характеристику циклических углеводородов?

Представитель пары дает общую характеристику алканов.

Представители дают общую характеристику алкенов, алкинов, алкадиенов.

Представители групп дают общую характеристику циклоалканов, аренов (на доске маркерами разных цветом заполняется кластер)

Сравнит. хар-ка

Прим.: инф. о классах открывается по щелчку

Вы вспомнили основные признаки изученных классов углеводородов. А теперь попытайтесь найти черты сходства и различия в их строении и свойствах.

Учащиеся сравнивают характеристики класса, с любым другим, таким образом, находят «родственников».

Таким образом, все классы углеводородов являются ближайшими химическими «родственниками», между ними существуют генетические связи, которые отражены на представленной схеме. Посмотрите на неё внимательно и ответьте на вопрос: Из каких углеводородов можно получить вещества представляемого Вами класса?

Алканы? Алкены? и т.д.

А какие вещества можно получить из углеводородов данного класса?

Алканы? Алкены? и т.д.

Представители каждой пары комментируют поочередно схему генетической связи

Схема генетической связи

Какой вывод можно сделать из данной схемы?

Из углеводородов одного класса можно получить углеводороды других классов

Подтвердим это вывод письменным упражнением.

Учащиеся выполняют задание в парах

Задание на соответствие

В качестве домашнего задания предлагается на выбор 3 цепочки, минимум – записать цепочку в виде формул и указать реагенты, максимум – составить уравнения реакций.

Учащиеся записывают домашнее задание

«Осуществите превращения»

А теперь перейдем к применению полученных знаний на практике. Каждая группа подготовила выступление - характеристику одного из веществ-углеводородов. Об этом группы расскажут сейчас подробно. Для того, чтобы Вы могли отразить свой уровень понимания, интереса, отношение каждому выступлению, высказать замечания и предложения, каждый из Вас получает листы наблюдений, которые необходимо заполнять по мере поступления информации.

После выступления каждой группы проводится мини-обсуждение.

Лист наблю-дений

Алканы

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют листы (на заполнение отводится 1 мин., в это время следующая группа готовится к выступлению)

Презентация группы

Алкены

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.

Презентация группы

Алкины

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.

Презентация группы

Арены

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.

Презентация группы

Группа, выступащая последней, представляет незнакомую информацию. Вам предлагается оценить достоверность информации с помощью утверждений «Верю- не верю, потому что…»

Обсуждение информации в парах, озвучивание утверждения, группа дает ответ.

 

Алкадиины

(См. презентацию)

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют лист.

Презентация группы

Все выступления заслушаны. Возвращаемся к записи на доске, обсудив, чем её можно дополнить и вновь задавая вопрос, а всё ли сказано об углеводородах.

Дополнение схемы (кластера)

(Чем больше область знаний, тем больше поле для новых вопросов и новых возможностей.)

 

Подведем итоги. Предлагается два типа заданий на выбор:

– В пяти строках синквейна изложить свои мысли об углеводородах, своё представление об этих веществах.

– Выразить своё отношение к изученному, обосновать свою позицию

Составление синквейна, работа по формулировке позиции.

Озвучивание написанного.

Аудиофайл с музыкой А.Бородина

Структура урока

Вре-мя, мин.

Этап

Вид учебной ситуации

Методы обучения

Уровень усвоения

Формы организации позн. д-ти

Обратная связь

Средства обучения

2

Организационный

Подача информации

Методы стимулирования интереса к учению

Репродуктивный

Фронтальная

Визуальная

ПК, проектор

3

Актуализация опорных знаний

Диалог

Индуктивные м-ды фронт. и инд. уст-ного и письм. контроля

Репродуктивный, конструктивный

Фронтальная, групповая

Визуальная, выборочно-содержательная

ПК, проектор

10

Обобщение и систематизация знаний

Диалог, самост. работа

Дедуктивные м-ды фронт. устного и письм. контроля

Конструктивный, творческий

Групповая индивидуальная

Визуальная, выборочно-содержательная

ПК, проектор

25

Творческое применение знаний в нестандартной ситуации

Подача информации, диалог, самост. работа

Частично-поисковый

Конструктивный, творческий

Групповая

Визуальная, выборочно-содержательная

ПК, проектор, подготовленные презентации

5

Подведение итогов урока.

Самост. работа. Диалог,

Методы фронт. и инд. устного контроля

Репродуктивный, конструктивный

Фронтальная

Визуальная, выборочно-содержательная

ПК, проектор

Творческое задание по теме «Углеводороды»

  1. Выберите для работы Вашей группы определённый класс углеводородов (возможно, этот класс не изучается в курсе школьной химии…).
  2. Согласуйте Ваш выбор с учителем.
  3. Выберите конкретный углеводород – представитель класса и дайте его характеристику по показателям:
    • Название вещества, его молекулярная, структурная формула.
    • Название класса, особенности строения, общая формула, вид гибридизации атома углерода, валентный угол, пространственное строение.
    • Изомерия.
    • Нахождение в природе.
    • Физические свойства.
    • Химические свойства:
      а) реакция горения
      б) реакция замещения
      в) реакция присоединения
      г) другие свойства
  4. Области применения.

Рекомендации по работе группы: четко распределите роли и обязанности каждого члена группы, определите сроки промежуточного контроля и дату подведения итогов работы. Приветствуется использование ИКТ, нестандартная форма представления материала, творчество.

Лист наблюдений

Тема

Я это знал

Новое для меня
+

Я думал иначе

Есть вопросы
?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Углеводороды от алканов до аренов. Химия. 10 класс. Конспект урока

  • Углеводороды от алканов до аренов. Химия. 10 класс. Презентация

  • Углеводороды. От алканов до аренов. Химия. 10 класс. Проект учащихся

  • Углеводороды: от алканов до аренов. Химия. 10 класс. Разработка урока

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться