Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Ударные и безударные окончания имён существительных. Русский язык. 4 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Аннотация

Урок русского языка "Ударные и безударные окончания имён существительных" разработан для учащихся 4 класса, в соответствии с учебной программой по русскому языку. Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Данный урок поможет не только обобщить знания учащихся по изученной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание благодаря использованию игровой технологии. Используемые приёмы и методы способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащихся с любым типом мышления. Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала.

Уровень: общеобразовательный класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие

Цели:

  • Образовательная: Обобщить знания о первом склонении имён существительных.
  • Развивающие: Развивать умение распознавать тип склонения существительных. Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к русскому языку.

Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
  • развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Методы обучения: словесный; объяснительно-иллюстративный; частично– поисковый.
Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: Физкультминутка.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать: о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; признаки 1-го, 2-го, 3-го склонения имён существительных.
  • учащиеся должны уметь: определять тип склонения по окончанию и роду; различать и проверять безударные окончания имён существительных одного и того же склонения; писать окончания имён существительных; определять тип склонения и падеж имён существительных.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент.

Слайд №2

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

 

2. Сообщение темы и целей урока. Слайд № 3

 

 

 

На экране записаны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания.

 к тропинк-
для поломк-
в кормушк-

 

В какой части слова пропущена буква?

Ответы детей: (в окончании)

Можем ли мы подобрать проверочное слово?

Нет.

Как нам поступить?
На этот вопрос мы должны сегодня ответить.
Прочитайте, чем будем заниматься на уроке
(слайд №4,5 с темой )

 

3. Проверка домашнего задания.

Слайд №6

 

 

 

 

 

Дома выполняли упражнение №176.

 Как ответить на вопрос: где построили дельфинарий?

В городе…

Чем здесь занимаются?

Здесь изучают жизнь и поведение дельфинов, дрессируют их.

Как выступают дельфины перед зрителями?

Они прыгают через перекладину, в обруч, стоят на хвосте, играют в мяч

Чем награждают дельфинов за выступление?

(2 слайда о дельфинах) слайд №7,8

Дрессировщик награждает их рыбой, гладит рукой, почёсывает щёткой.

Назовите существительные 1 скл..

Перекладина, рыба, рука, щётка.

Назовите существительные 2 скл..
(проверка на доске через слайды №9, 10, 11)

Город, дельфин, бассейн, поведение, животное, посетитель, обруч, хвост, мяч, выступление, дрессировщик, дельфин, поглаживание, почёсывание.

4. Чистописание.

 

А). Массаж рук. (Слайд движение №12, 13)

Солнышко рано встаёт
И спешит на огород:

Все ли овощи в порядке?

Как дела на вашей грядке?

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Всем командую: подъём!

Физзарядку проведём.

Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянитесь,
Окончательно проснитесь.

Сбрось с себя ночную лень-
Впереди рабочий день.

 

Хлопки в ладоши.

Постучим в кулачки.

Массаж большого пальца.

Массаж указательного пальца.

Массаж среднего пальца.

Массаж безымянного пальца.

Массаж мизинца

Хлопки ладонями.

Руки в кулачок сильно зажать, а потом растопырить пальчики.

Б). Работа в тетради.

 ЗЗЗзз Соня Зине принесла бузину в корзине.

Списывают каллиграфически правильно. Подчёркивают Грамматическую основу в предложении, разбирают предложение по частям речи.

5. Работа по теме.

 

 

А). Работа по учебнику. (Упр. 179).

Какие окончания у существительных в И. п. 1 скл.?

-2скл.?

-3 скл.? (повторение через слайд №14)

Какие окончания имеют существительные в Р. П.

– 1скл.?

– 2скл.?

– 3скл.? Через слайд №15, 16

 

Чтение задания.

– а, – я.
Нулевое, – о.
Нулевое.

– и
– а, я.
– и.

Вывод: В одном и том же падеже ударные и безударные окончания одинаковы, поэтому для проверки написания безударных окончаний имён существительных 1 скл. надо подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.

Б). Вернёмся к заданию, которое было в начале урока.
Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание?

– к тропинк-

Слайд №17

Как определить скл. существительного?

Этапы на слайде № 18

 

Какой следующий этап работы?

Докажите, какие окончания должны быть у остальных сущ..

Слайд №19

Определить скл. и падеж.
Задать вопрос. Подошёл ( к чему?) к тропинке– Д. п.

Поставить сущ. Тропинке– в И. п. Тропинка– ж. р. , окончание – а, значит, сущ. 1скл..
Окончание безударное, значит, нужно подобрать сущ. 1скл. в Д. п. такое, чтобы окончание было ударное; ( к реке, окончание – е , значит, у сущ. к тропинке тоже окончание – е.
Рассуждение аналогичное.
Для поломки – для реки.
В кормушке – в реке.

В). Работа по учебнику.

Упр. 3 181.

Чтение задания и выполнение самостоятельное.

Взаимопроверка

6. Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Доскажи словечко» слайд № 20 – 33

Если я называю сущ.

  • 1 скл. – один хлопок,
  • 2 скл. – два хлопка,
  • 3 скл. – три хлопка.

 

Отгадки через слайд
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый….

Барабан – 2 хлоп.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ….

Белка – 1 хлоп.

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…

Горох – 2 хлоп.

Шубка – иголки, Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это…

Ёж -2 хлоп.

По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я?..

Кровать – 3 хлоп.

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …

Карандаш – 2 хлоп.

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет –
А как спать в ней сладко!
Что это?..

Палатка – 1 хлоп.

Вперевалку шёл со льдин
К нам на утренник…

Пингвин – 2 хлоп.

Лесники её котят
Взять домою не хотят.
Ей не скажешь «Кошка, брысь»,
Потому что это…

Рысь – 3 хлоп.

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь, Запоёт его смычок.
Музыканта звать…

Сверчок – 2 хлоп.

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка
Капнет с клюва капля.
Кто же это…

Цапля – 1 хлоп.

Трещала с самого утра:
Пор – р – р – р -а, пор – р – р – р – а.
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит?..

Сорока – 1 хлоп.

7.Словарно-орфографическая работа.

Слайд № 34 – 36

 

 

 

Знакомство с новым словом из словаря.

А). Предлагается отгадать шараду, чтобы познакомиться с новым словом.

Кто играл в горелки летом,
Да ещё «горел» при этом,
Называл он раз – другой,
Слог и первый и второй.
Если дождь тебя застанет,
По спине забарабанит,
Чтоб насквозь ты не промок,
Раскрывает третий слог.
Ты о целом слышал в школе
И видал, конечно, в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали.

Горизонт. Слайд

Составить и записать предложение с новым словом.

Б). Объяснить, когда, так говорят: «Мой знакомый совсем исчез с горизонта. Я не знаю, где он»

Так говорят о человеке, который давно уже не появлялся в кругу знакомых.

В). Списывание. Слайд №37

Упр. 182.

Выполнение задания предлагаемого в упражнении.

Взаимопроверка.

Г). Письмо под диктовку.

Слайд №38

Текст предназначен для проверки умения писать окончания сущ.

 Летом мы поехали на Волгу. До пристани нас довезли на машине. Теплоход ждал пассажиров. Мы сели на палубе и любовались природой. К реке спускались с горы. Они поросли лесом. Мы поздно легли спать. Ночь была светлая, лунная. Утром мы подъехали к Казани.

Работают самостоятельно. Работы сдаются на проверку.

8. Домашнее задание.

 Упр. №183.

Слайд №39

Чтение заданий.

9. Подведение итогов урока.

Слайд № 40

Чему научились сегодня на уроке?

 Ученики рассказывают какую цель ставили перед собой на урок и достигли ли её.

Рефлексия

Через слайды №41

 

  • Ударные и безударные окончания имён существительных. Русский язык. 4 класс. Конспект урока

  • Ударные и безударные окончания имён существительных. Русский язык. 4 класс. Презентация

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться