Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Творительный падеж имён существительных. Русский язык. 4 класс. Разработка урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

УМК «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Аннотация

Урок русского языка "Творительный падеж имен существительных" разработан для учащихся 4 класса, в соответствии с учебной программой по русскому языку. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок поможет не только обобщить знания учащихся по изученной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание, благодаря использованию игровой технологии. Используемые приёмы и методы способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала.

Уровень: общеобразовательный класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели:

  • Образовательная: уточнить и расширить знания детей о  творительном   падеже, научить учащихся правильно писать окончания имен существительных в творительном падеже.
  • Развивающая: развивать умение распознавать падежи, формировать умение определять  творительный   падеж  по его признакам и использовать в устной и письменной речи; самостоятельность, внимание.
  • Воспитательная: прививать чувство прекрасного в окружающей среде.

Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
  • развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: физминутки.

Оборудование: перфокарты, таблица, учебники, тетради.

Структура урока

1. Организационный момент

– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания

ччч чт чл че члч черный

3. Словарная работа

П…ртрет, ж…лтый, б…бл…отека, бер…г, пр…красный, г…р…зонт, в…зде, т…перь, д…рога, с…йчас, г…зета.

Взаимопроверка.

– По каким признакам можно разделить слова на группы?

4. Орфографическая минутка

На доске столбики слов. Учитель задает вопрос к каждому столбику. Учащиеся выбирают правильный ответ (один) и отмечают его номер в перфокарте. После выполнения всех заданий полученные точки соединяют линией.

– В каком слове не пишется ь?   

– В каком слове нет непроизносимой согласной?

– В каком слове пишется ь?

– В каком слове пишется одна буква н?

– Назовите имя существительное.

1. ноч…

1. чудес…ный

1. об…яснил

1. длин…а

1. морозный

2. доч…

2. радос…ный

2. под…езд

2. длин…ый

2. холодный

3. мыш…

3. грус…ный

3. п…ет

3. осен…ий

3. заморозит

4. печ…

4. звез…ный

4. под…езжали

4. утрен…ий

4. подует

5. луч…

5. ненас…ный

5. с…емка

5. медлен…о

5. мороз

Проверка: учащиеся поднимают листок с рисунком

Листок с рисунком

Дополнительные вопросы:

  • Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
  • Назовите слова с приставками.
  • Назовите однокоренные слова. Выпишите их и разберите по составу.

Определите часть речи.

5. Работа над темой урока

– В каком столбике записаны все имена существительные?

Что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? Назовите падежи с вопросами.

1) – Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже творительном.
Что там долго говорить,
Вот решился я … творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник! Я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.

– О каком падеже пойдет речь на уроке?

– Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным». Творительный падеж – это падеж-трудяга.

– С тем, – заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.

– Труд учеников – учёба в школе и дома.

– Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

2) Составьте простые предложения так, чтобы инструмент стоял в Творительном падеже.

Например:

Дрова рубят топором. Мама работает поваром.

Творительный падеж связан с работой, с профессией, а еще с местом: полем, лесом, деревней…

3) Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях.

– Журавли покружились над родным болотом и потянулись к югу.

– Какое слово употребили в творительном падеже? Докажите.

Составьте словосочетания. Какой еще вопрос можно задать к существительному в творительном падеже? (где?)

Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.

– Какой предлог употребили? Прочитайте в учебнике, какие еще предлоги употребляются с творительным падежом?

4) Работа в парах.

Вставьте нужные предлоги, определите падеж.

  1. Летели … пашней.
  2. Потемнело … грозой.
  3. Жил … Москвой.
  4. Си дел … Таней.
  5. Погоня … лисицей.

5) Самостоятельная работа с.48 упр.114 (1-е предл.)

Взаимопроверка.

6. Работа над правильной речью

Просклонять слово «мох». Работа в парах.

Жил старичок-моховичок,
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенки из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мху он жил и не тужил,
Он мхам «спасибо» говорил…

– В русском языке два варианта склонения слова «мох» – укрывался (чем?) мхом и мохом.

7. Итог урока

– Что узнали о творительном падеже?

Рефлексия

  1.  
  2.  

Покажите свое настроение на уроке смайликами.



Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x