Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Тундра. Окружающий мир. 4 класс. Разработка урока

УМК «Окружающий мир. 4 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.

Тип урока:  изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Цели:

  • иметь представление о природной зоне – тундра;
  • знать её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека;
  • уметь находить данную природную зону на географической карте.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес, умение работать в группе;
  • воспитывать чувство ответственности при работе в группе.

Оборудование: информационные тексты для каждой группы; дополнительная справочная литература (справочники, детские энциклопедии, атласы-определители); карта «Природные зоны»; наборы картинок растений и животных разных природных зон; презентация слайдов животных разных природных зон; компьютеры; ножницы, клей, фломастеры, маркеры; карточки – анаграммы.

Ход урока

1. Организационный этап

– Здравствуйте, садитесь. Сейчас урок – окружающий мир. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю разгадать кроссворд, ключевое слово и будет темой.

Кроссворд

  1. Короткое название ледяной зоны.
  2. Птица с необычным красным клювом.
  3. Название острова, на котором расположен заповедник.
  4. Арктика царство снега и … .
  5. Растения, живущие в толще воды.
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

(Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.

Ключевое слово: Тундра).

2. Вызов

– Итак, тема нашего урока «Тундра». Это название следующей природной зоны России.

– По какому плану изучаем любую природную зону? (обучающиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны).

В результате на доске составляется кластер.

Кластер

– Мы рассмотрим данную природную зону, работая по группам. В конце занятия работа каждой группы будет оцениваться. Учитывается полнота и точность ответа, участие всех в работе группы. При работе в группе следует соблюдать правила: не перебивать друг друга, слушать других и высказываться самому, быть доброжелательным и вежливым.

– Откройте атлас на странице 30-31, найдите эту природную зону на своих картах, пользуясь условными обозначениями. Зона тундры протянулась южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. Расположена на материке Евразия (показ на карте, работа в парах).

– На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная тундра. Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Показ природной зоны тундра на карте у доски учеником по желанию.

– Работая в группах, вам предстоит ответить на вопросы:

  • Каков климат? («Географы»)
  • Что растет? («Ботаники»)
  • Кто живет? («Зоологи»)
  • Как живут? («Экологи»)

3. Осмысление

Каждая группа получает задание.

«Географы»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета).

«Ботаники»: Изучить растительность тундры, показать основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к природным условиям.

«Зоологи»: Изучить животный мир тундры, показать основных представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).

«Экологи»:

  1. Представить в виде схемы деятельность человека в тундре.
  2. Указать экологические проблемы, возникшие в тундре в  результате деятельности человека.

Группы «Ботаники» и «Зоологи» получают дополнительное задание, которое нужно выполнить, используя компьютер. Выбрать среди предложенных слайдов те, которые относятся к их заданию.

Группа «Экологи» для выполнения задания делится на две микрогруппы.

(Ведется работа в группах с текстом учебника, информационными листами, энциклопедиями, справочниками, атласами). Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группе.

4. Рефлексия

–   Каждая группа представляет свое задание. Дополняется кластер. Группы «Зоологи» и «Биологи» представляют свою работу в виде коллажей, определяют растения и животных данной природной зоны на предложенных слайдах, демонстрируют их. Группы «Экологи» и  «Географы» представляют свои задания в виде структурированных схем.

– В завершение предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.

течерк – кречет
минглем – лемминг
лукик – кулик
сецеп – песец
корашом – морошка
бигулока – голубика
сникаруб – брусника
онель – олень

– Сегодня мы рассмотрели еще одну природную зону России. Выяснили, где она расположена, каков её климат, какие растения и животные распространены на её территории, каковы значение и влияние деятельности человека в тундре.

– Оценивание работы групп.

– Урок окончен. До свидания.

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться