Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Трансформация акцентов в страноведческом содержании курса «Экономическая и социальная география мира»

Выступление в рамках Педагогического марафона учебных предметов-2017. День учителя географии.


Выступление на тему «Трансформация акцентов в страноведческом содержании курса по социальной и экономической географии мира». Ведущая, Ольга Александровна Бахчиева, д.п.н., профессор МГППУ, автор учебников по географии для 10-11 классов базового и углубленного уровней, рассказала о том, как как вести курс экономической и социальной географии мира, чтобы он получился современным, актуальным, полезным и увлекательным.

Читайте также: Готовимся к ВПР по географии. Опыт педагога

За последние несколько лет предмет География делегировал ряд тем обществознанию и истории, но география обладает огромным потенциалом в вопросе формирования мировоззрения ученика. Перед педагогом стоит двойная задача: с одной стороны, актуализировать содержание курса с учетом современных экономических процессов, с другой — обновить методики и технологии обучения. Формировать объективную картину мира, при этом вписываться в образовательный стандарт.

Читайте также: Бесплатный онлайн-тренажер для подготовке к ВПР

В УМК Ольги Бахчиевой изучение регионов и стран построено по принципу географической смежности. Через содержание и методический аппарат учебника можно не просто овладеть фактами, но и понять причины и закономерности формирования экономических особенностей каждого государства, сформировать законченный образ территории.

Читайте также: ВПР по географии. Все, что нужно знать учителю и ученику

Чтобы внести все содержательные изменения в учебник по географии, требуется по меньшей мере три года. А вот картографический материал позволяет действовать более оперативно. Ольга Бахчиева призывает обратить внимание на атласы и контурные карты: здесь отражены все реалии, включая статистические данные и изменения на политической карте мира.

Мы — проводники научных знаний, а научные знания должны быть актуальны, независимо от того, по какому учебнику вы работаете

Проводим урок географии нового формата

Урок политической и экономической географии в школе может быть таким же захватывающим и актуальным, как аналитическая программа на популярном телеканале. Для этого следует только расставить акценты в содержании. Вот о чем уже сегодня нужно сказать ученикам на уроке: 

  • Мы наблюдаем процесс возникновения новой макроэкономической парадигмы. Мировое хозяйство переживает трансформацию, быстро растет уровень ВВП многих государств (обратите внимание, за последние два года рост ВВП Китая слегка замедлился — у этого факта есть важные последствия).
  • Как ни парадоксально, с каждым годом китайская народная республика становится все более капиталистической страной. В 2016 году миллион триста тысяч китайцев открыли счета для игры на бирже, число инвесторов превысило сто миллионов человек — это на 12 миллионов больше численности всей компартии Китая.
  • Китай — не только всемирная фабрика, импортер сырьевых ресурсов, но и важнейший инвестор для десятков стран. Во многом это стало причиной нестабильной ситуации в мировой экономике в 2013-15 годы. Заметьте, все проблемы Китая отразились на Бразилии! Китай сокращает импорт железной руды: ему это стало не нужно, но для Бразилии это стало катастрофой.

Экономический кризис, который мы могли на себе почувствовать, обусловлен завершением сырьевого суперцикла. Страны-экспортеры из Латинской Америки, Африки и с Ближнего Востока исказили баланс спроса и предложения. Это значительно увеличило поставки и получение сверхдоходов.

Россия тоже наступила в эту лужу. Еще недавно ожидалась цена на нефть порядка 200 долларов за баррель, а сегодня установлена цена 53 доллара. В 2014 году цены на сырье снизились в среднем на 20%. Некоторые показатели были даже выше: медь — 22 процента, железная руда — 42, серебро — 46. Ну а цена на нефть обвалилась на 75 процентов.

Многие страны-экспортеры не смогли противостоять этому падению. По всем законам экономики, при уменьшении спроса должно уменьшаться и предложение, чтобы сохранить уровень цен — но страны-экспортеры сделали все наоборот. Страны ОПЕК, как и Россия, отказались снижать объемы добычи, а кое-где и нарастили. Колоссальные убытки понесли энергетические транснациональные корпорации, такие как BP. Это было самое колоссальное падение по прибыли за последние десятилетия.

В географии, как известно, у всего есть последствия. Резко снизился интерес к разработке новых месторождений, в том числе на шельфе Арктики и в Атлантике, отчего особенно пострадала Бразилия. Ухудшилось положение десятков стран Африки, Азии, а в Латинской Америке дошло и до социального кризиса: безработица, снижение уровня жизни, инфляция, рост внешнего долга и дефицит госбюджета.

Еще несколько лет назад мы говорили, что развивающиеся страны — драйверы мировой экономики, их желание прорваться вперед стимулирует всю систему. Теперь наоборот, они играют роль слабого звена и тормозят мировую экономику.

Забудьте все, что вы знали о лидерстве энергетических корпораций. Роль отдельных отраслей экономики меняется: идет четвертая промышленная технологическая революция. В 2016 году на форуме в Даосе был представлен ряд факторов, которые определяют степень готовности государства к технологическому перевороту. Это гибкая структура рабочей силы, уровень профподготовки рабочих кадров, состояние экономической инфраструктуры, степень правовой защищенности бизнеса. Ни одна из развивающихся стран не вошла в топ-20 этого рейтинга, да и Россия тоже находится на 56 месте. Без больших вложений в инфраструктуру ситуацию нельзя изменить.

Раньше «верхушку» глобального бизнеса всегда занимали энергетические и промышленные корпорации: General Electronics, Shell, Toyota и другие. Сегодня они уступили лидерские позиции компаниям, занимающимся высокими технологиями. В начале 2016 года в мировой тройке по размерам капитализации оказались Apple, Alphabet (Google) и Microsoft. Совокупный доход этой троицы сравним с ВВП Испании.

Среди двадцати мировых лидеров-корпораций девять — компании, представляющие сферы новой экономики: фармацевтики, телекоммуникаций, электронной торговли, информационные технологии. Среди них Amazon, Facebook, китайские телекомпании — и ни одной корпорации, связанной с сырьем. Такая смена лидеров добавила акцент в ситуации развивающихся стран.

Еще один факт: 5 октября 2015 года было образовано «Транстихоокеанское партнерство» — интеграционный мегаблок, в который вошли 12 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили, Япония. Интересный состав, не правда ли? Ни одного сырьевого государства, зато все эти страны, судя по рейтингу, готовы к технологическому скачку.

Развитые страны остаются развитыми, и в этом их сила. Основные дивиденды будут падать к развитым странам, усиливая их позиции за счет высоких технологий и научно-образовательного потенциала.

В заключении — три совета по методике ведения уроков экономической географии от Ольги Бахчиевой:

  • Как можно чаще обращайтесь к картам и данным статистики. Именно они позволят развить у детей аналитические способности.
  • Почаще проводите научные дискуссии: известно, что через пять-десять этот навык будет очень востребован.
  • Не оставляйте без внимания интерес школьников к окружающей действительности. Каждый экономический прецедент может вызвать любопытство и потребовать вашего экспертного комментария.

Полное расписание очных мероприятий педмарафона


Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x