Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Сравнение свойств неорганических и органических карбоновых кислот. Химия. 10 класс. Разработка урока

УМК «Химия. 10 класс. Профильный уровень» О. С. Габриеляна.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Цели:

а) познавательная – формирование навыков отбора необходимого лабораторного оборудования и реактивов, а также работы с оборудованием;

б) развивающая - усложнение смысловой функции речи, способность анализировать, обобщать, доказывать, развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентировка во времени), двигательной сноровки и соразмерность движений;

в) воспитывающая - партнерское отношение членов группы, толерантное отношение к высказываниям других групп, бережное отношение к лабораторному оборудованию, экономное отношение к используемым реактивам, ответственность за порядок на рабочем месте.

Задачи:

  1. провести экспериментальную часть работы;
  2. представить полученные результаты в виде химических уравнений реакций;
  3. сформулировать вывод относительно общих и специфических свойств неорганических и органических кислот.

Использованные источники:

  • Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / - М.: Дрофа, 2006.;
  • Габриелян О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / - М.: Дрофа, 2008.;
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю. Химия. Углубленный уровень. 10 кл. учреждений / - М.: Дрофа, 2008.

Оборудование и реактивы: инструкция по выполнению экспериментальной части; тетради для практических работ и письменные принадлежности; таблицы по химии (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов); клеенка, мыло, полотенце рядам с водопроводным краном; рабочая доска, мел, влажная тряпка для доски; лабораторное оборудование – штатив для пробирок, лабораторный поддон, чистые ученические пробирки (по 10 штук в каждом наборе), держатель для пробирок, чашечка с сухим горючим (с крышечкой), спички, асбестовая сетка, химический стакан объемом 100 мл, ложечки для сыпучих веществ (по 3 штуки в каждом наборе); реактивы: растворы соляной и уксусной кислот, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), раствор карбоната натрия (все указанные вещества выдаются учащимся в виде 5%-ных растворов), концентрированная серная кислота с пипеткой (находятся на столе учителя), изоамиловый спирт, медная проволока (2 штуки), цинк гранулированный, порошкообразный оксид меди (II), порошкообразный магний, горячая вода (находятся на столе учителя, в дальнейшем, при выполнении опытов, учащиеся самостоятельно наливают в свои химические стаканы необходимое количество горячей воды). Количество подготовлены наборов зависит от количества учащихся в классе, количества полученных групп (лучше всего, если группа будет состоять из 4-х человек – учащихся за соседними партами одного ряда, а число групп будет кратно 3).

Предварительная подготовка:

  • на доске записать тему урока и начертить таблицу для дальнейшего заполнения;
  • соединить по две соседние парты каждого ряда для групп по 4 человека;
  • на сдвинутые парты расстелить клеенку и разложить необходимые таблицы по химии;
  • расставить поддоны с лабораторным оборудованием и реактивами;
  • проверить наличие мыла, полотенца и воды в водопроводе;
  • подготовить журнал по технике безопасности с необходимыми записями;
  • подготовить тетради для практических работ.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. приветствие;
  2. отметить отсутствующих учащихся в классе;
  3. подготовка учащихся к уроку (раздать тетради для практических работ и проверить наличие письменных принадлежностей – простые карандаши, линейки);
  4. обязательное размещение сумок на крючки на партах (для освобождения прохода между рядами).

II. Этап подготовки учащихся

1. Актуализация знаний в виде беседы

Учитель: Ребята, посмотрите все на тему нашего урока и дайте определения кислот какие вы знаете. (Обязательно должны прозвучать два определения – с точки зрения строения и с точки зрения теории электролитической диссоциации).

А теперь назовите кислоты, с которыми мы чаще всего работаем на уроках, встречаемся в быту. Приведите их химические формулы.

(Учащиеся называют соляную, серную, азотную, уксусную и лимонную кислоты, на доске записывают их химические формулы.)

Учитель: На доске вы видите таблицу, которую нам надо будет заполнить к концу урока.

Кислота

Реагенты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас мы вместе определимся, с какими кислотами нам предстоит работать дальше при проведении экспериментальной работы, для этого посмотрите на выданные вам реактивы и назовите предложенные кислоты.

(Учащиеся называют соляную и уксусную кислоты, учитель вписывает формулы названных кислот в таблице на доске)

Кислота

Реагенты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

HCl

 

 

 

 

 

 

 

 

CH3COOH

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте начнем заполнять таблицу и начнем мы с того, что запишем в верхнюю строку «Реагенты» названия классов и групп тех веществ, с которыми могут реагировать кислоты. (Учитель преднамеренно не говорит, о каких кислотах идет речь – органических или неорганических, записывает все предложения учащихся.) После заполнения должна получиться таблица:

Кислота

Реагенты

Металлы

Основные оксиды

Щелочи

Нерастворимые основания

Растворы солей более слабых кислот

Спирты

 

 

 

 

 

 

 

 

HCl

 

 

 

 

 

 

 

 

CH3COOH

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тема, цели и задачи

Учитель: Ребята, еще раз внимательно посмотрите на доску, на тему урока, на то, что находится на ваших столах и сформулируйте цель нашего урока.

(Ученики с помощью учителя формулируют цель: провести химический эксперимент, доказывающий общие и особые свойства карбоновых кислот).

Теперь давайте в тетрадях для практических работ запишем сегодняшнее число, тему урока и цель урока.

III. Этап обобщения и систематизации знаний

1) Учитель: Сегодня мы работаем по группам, каждая группа получает свое задание - доказать или опровергнуть вывод о том, что неорганические и карбоновые кислоты проявляют общие свойства, а также обладают особенными свойствами: группа №1 – экспериментально выясняет возможность взаимодействия предложенных кислот с металлами; группа №2 – экспериментально выясняет возможность взаимодействия предложенных кислот с основными оксидами и основаниями; группа №3 – экспериментально выясняет возможность взаимодействия предложенных кислот с растворами более слабых кислот и со спиртами). Каждой группе выдается инструкция по выполнению химического эксперимента, в начале инструкции приведен текущий инструктаж по технике безопасности, прочитав инструктаж, вам необходимо расписаться в журнале по технике безопасности. На выполнение химического эксперимента каждой группы дается 15 минут (необходимо в начале работы распределить выполняемые функции), за это время также необходимо в своих тетрадях написать уравнения химических проведенных реакций (в молекулярном и ионном виде), для необходимой информации на ваших столах находится «Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде». По окончании эксперимента каждая группа должна внести полученные результаты в таблицу на доске, указав:

а) формулу используемого реагента при проведении химической реакции;

б) знаком «+» или «–» обозначить возможность протекания данной реакции;

в) указать признак химической реакции (осадок, газ, изменение или появление запаха, цвета);

г) ниже таблицы написать уравнения реакций в молекулярном виде.

2) Учащиеся приступают к выполнению работы. Учитель осуществляет контроль за проведением химических опытов, соблюдением правил по технике безопасности, оказывает помощь в случае затруднения работы с лабораторным оборудованием и реактивами, а также при написании уравнений химических реакций; следит за временем проведения эксперимента, оформлением результатов работы на доске и информирует учащихся (периодически) об оставшемся времени.

3) После истечения отведенного времени на рабочей доске появляются следующие записи в таблице:


Кислота

Реагенты

Металлы

Основные оксиды

Щелочи

Нерастворимые основания

Растворы солей более слабых кислот

Спирты

Zn

Cu

Mg

CuO

NaOH

Cu(OH)2

Na2CO3

Изоамиловый (t°)

HCl

+

газ

+

газ

+

изменение цвета

+

выделение Q

+

растворение осадка

+

газ

CH3COOH

+

газ

+

газ

+

изменение цвета

+

выделение Q

+

растворение осадка (медленно)

+

газ

появление запаха груши

Также ученики на свободном месте рабочей доски пишут уравнения химических реакций.

4) Учитель: Ребята, нам удалось к намеченному времени закончить проведение химических опытов, оформить нашу таблицу и написать уравнения химических реакций. У кого есть замечания по записям на доске? (Ученики делают возможные замечания по неточностям, допущенным в записях на доске, исправляют ошибки, если они есть.) А теперь каждая группа должна сформулировать вывод по своему заданию. (Заслушиваются представители от каждой группы.)

Учитель: Что же нам удалось выяснить? Отличаются ли химические свойства неорганических и органических кислот? (Ученики отвечают на эти вопросы полными ответами; обязательно необходимо подчеркнуть, что существует специфика в написании формул солей, образуемых карбоновыми кислотами.) В конечном итоге учащиеся формулируют общий вывод по проделанной работе.

IV. Домашнее задание

Учитель: Ребята, дома вам в своей рабочей тетради необходимо написать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, доказывающие химические свойства неорганических и органических кислот на примере раздавленной серной кислоты и муравьиной кислоты. Ответить на вопрос: «Отличаются ли химические свойства уксусной и муравьиной кислот?» При необходимости написать соответствующие химические уравнения реакций.

V. Этап подведения итогов и окончания урока

Учитель:

а) отмечает отдельных учеников или группы в целом составе, которые успешно , во время, без замечаний и ошибок справились с работой;

б) просит привести рабочее место в порядок и проверить наличие своей подписи в журнале по технике безопасности;

в) просит сдать тетради для практических работ на проверку;

г) информирует учеников о том, что будет оцениваться при проверке выполнения практической работы (написание уравнений реакций, проведенных группой; оформление таблицы, формулировку общего вывода).

В самом конце урока учитель благодарит учащихся и прощается до новой встречи.

  • Сравнение свойств неорганических и органических карбоновых кислот. Химия. 10 класс. Разработка урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться