Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Соло и тутти. 6 класс. Разработка урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Цель урока: раскрыть выразительные возможности тембровых сочетаний в создании музыкально-живописного образа.

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Требования к результатам освоения учащимися темы урока

– в области личностных результатов:

  •  воспитание культуры общения через чтение и воспроизведение (музыковедческого, поэтического) учебного текста (умение слышать и слушать ответ другого ученика)
  • формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание» (описание тембровой характеристики музыкальных инструментов, музыкальной характеристики «героев») как один из путей к успеху в учебной деятельности
  • развитие учебно-познавательного интереса к выполнению музыкального задания (найти дополнительные иллюстрации в книгах, образовательных сайтах)
  • развитие позитивной самооценки музыкально-творческих способностей в учебной деятельности посредством оценочного листа обучающегося
  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, участие в проведении концертов, посещение концертов (организованных омской филармонией), обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству)

– в области предметных результатов:

  • расширить представления о соло и тутти как средствах музыкальной выразительности в создании музыкально-живописного образа
  •  расширить знания о группах инструментов симфонического оркестра (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные и клавишные)
  • обогатить знания о тембровых сочетаниях инструментов симфонического оркестра
  • продолжить знакомство с русской культурой (творчество Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина)
  • услышать выразительные возможности соло и тутти в изображении музыкального «героя» (опера «Сказка о царе Салтане», «Три чуда»: Белка, 33 богатыря, Царевна – Лебедь)
  • услышать харáктерное тембровое звучание инструментов: флейты – пикколо (характер насвистывания), ксилофона (щёлкающее звучание – раскалывание золотых орешков), челесты (рисует образ хрустального дома), арфа (плавное скольжение по глади ночного моря), гобой (напоминает голос водяной птицы)
  • использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
  • развивать вокально-хоровую грамотность в процессе исполнения песенного репертуара урока

– в области метапредметных результатов:

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как красочная изобразительность образа, соло и тутти как средство музыкальной выразительности)
  • понимать роль чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов как обогащение речевой культуры, чтение текста как элемент театрализации на уроке)
  • услышать музыкально-фантастические сюжеты в поэзии А.С. Пушкина
  • поиск необходимой информации для выполнения домашнего задания
  • уметь оформлять краткие записи материала урока

УМК по музыке для 6 класса В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  • Т. И. Науменко, Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев.– 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.– С.121.
  • Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2009, 2CD.
  • Т. И. Науменко. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2009.– С.72.
  • Т. Н. Науменко, В. В. Алеев. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.– М.: Дрофа.

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Домашнее чтение:

  1. С. Газарян. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся ст. классов.– 2-е изд.-М.: Просвещение, 1989.-С. 131, С.135
  2. И. Ф. Кунин. Николай Андреевич Римский-Корсаков.– Издание третье.– М.: Музыка, 1988.– С. 90

Источники:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак-М.: Дрофа, 2010.– С. 53
  2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.– С. 53
  3. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55). – М.: 2008. – С.71
  4. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.– М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.– 40 с.

Ход урока

Слайд 1

1. Приветствие. Организационный момент

Слайд 2

Оценочный лист обучающегося на уроке (не озвучивается, представлен в слайде)

  • «Я – собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)
  • «Я – исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия – Учебник, Дневник музыкальных размышлений)
  • «Я – слушатель» (слушание музыки)
  • «Я – исполнитель» (исполнение песенного репертуара)

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний

Учитель: На прошлом уроке мы слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Вспомним изображение музыкальных инструментов: скрипка (учебник, страница 117), виолончель (учебник, страница 119), флейта (учебник, страница 120).

Рисунок 1

Учитель: Сегодня мы узнаем, что такое СОЛО и ТУТТИ, определим роль тембровых сочетаний инструментов при создании музыкального образа (приложение 1).

Слайд 3

Запись в тетради: Тема урока: Соло и тутти.

Цель урока:

  1. Узнать о соло и тутти
  2. Услышать красоту тембровых сочетаний в музыке

Учитель: Что такое СОЛО? В музыке издавна принято обозначать так произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом. На прошлом уроке мы с вами слушали соло скрипки, виолончели, флейты.

Запись в тетради: Соло – «один», солист, солирующий.

Учитель: Как вы думаете, почему широко применяется СОЛО инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения?

(Учебник «Музыка» (страница 121) – наш помощник. Вопрос построен на текстовой фразе, поэтому ученики легко ориентируются в поиске ответа на вопрос.)

Ученик:В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего – участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства.

Учитель: Действительно, сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение. Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности. Что вы знаете об истории симфонического оркестра?

Ученик:История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нём не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно сказать, что оркестр был и остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Учитель: Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Ученик: Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов.

Учитель: Назовите группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра?

Ученик: …струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

Ученик: …деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы)

Ученик: …медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, туба)

Ученик: …ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки)

Учитель: Почему симфонический оркестр является одним из достижений человеческой культуры? Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?

Ученик: Четыре группы симфонического оркестра при условии их умелого использования способны создавать музыкальные чудеса, поражая слушателей то прозрачностью, то плотностью своего звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

Учитель: На развороте страниц 122-123 симфонический оркестр «звучит всеми тончайшими и разнообразнейшими тембрами» (изучаем расположение групп оркестра).

Оркестр 1

 Оркестр 2

Учитель: Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках оркестра, мы услышим в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Как называется вступление к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане»?

(Озвучивать полные ответы обучающимся помогает текстовой материал учебника)

Ученик: Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке Александра Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

Слайд 4

Запись в тетради: Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». «Три чуда»

Чтение текста (страница 124)

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор –
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. 

Учитель: Итак, какие три чуда составляют главное содержание вступления к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане»?

Ученик: Первое из трёх чудес – Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – 33 богатыря, являющихся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес, – прекрасная Царевна Лебедь.

Учитель: Что вы можете сказать о музыкальной характеристике Белки, тембры каких музыкальных инструментов участвуют в рождении «первого чуда».

Иллюстрация, страница 125

Белка

Ученик: Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена КСИЛОФОНУ и ФЛЕЙТЕ-ПИККОЛО. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты – пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания. Однако только этими звуковыми штрихами не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается ЧЕЛЕСТОЙ – одним из самых «сказочных» инструментов, – рисующих образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

Слайд 5 (Изображение музыкальных инструментов – ксилофон (приложение 2), челеста (приложение 3), флейта-пикколо)

Ксилофон, челеста, флейта

Учитель: «Песенку Белки» мы можем увидеть в Нотной примере №42 (Исполнение учителем мелодии на инструменте).

Рисунок 2

Слушание музыки: CD 2, № 12 («Первое чудо», фрагмент)

Учитель: Что вы можете сказать о музыке «второго чуда»?

Ученик: Музыка «второго чуда» – богатырей – нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Иллюстрация, страница 126

33 богатыря

Учитель: Какие музыкальные инструменты участвуют в его звучании?

Ученик: Богатыри предстают в тембровой характеристике МЕДНЫХ ДУХОВЫХ инструментов симфонического оркестра.

Слайд 6

Группа медных духовых инструментов

Учитель: Нотно-графическая запись (Нотной пример № 43, страница 126) помогает нам представить звуковой фон «второго чуда»: разбушевавшуюся стихию, завывание ветра.

Рисунок 3

Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19, продолжим выполнение задания: «Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят».

Выполнение задания:

  • инструмент – «ВАЛТОРАНА» (короткая ленточка)
  • группа инструментов – «МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ» (длинная ленточка)
  • нахождение инструмента в составе симфонического оркестра

Оркестр 1

 Оркестр 2

Слушание музыки: CD 2, № 12 («Второе чудо», фрагмент)

Учитель: Сочетание тембров, каких музыкальных инструментов рисуют нам «третье чудо»?

Ученик: «Третье чудо» является к нам в сопровождении АРФЫ – инструмента, нежного, пленительного, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему ГОБОЮ – инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.

Слайд 7 (изображение инструментов арфы, гобоя)

Арфа и гобой

Учитель: Нотно-графическая запись (Нотный пример 44, страница 127), иллюстрация, (страница 124) помогают увидеть звучащее «колыхание» водной глади моря и лёгкое скольжение Лебедь-птицы.

Царевна Лебедь

Рисунок 4

Учитель: Превращение Лебедь-птицы в Царевну у царя Гвидона вызывает восторг. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

Запись в тетради: Тутти – «вместе», весь оркестр.

Слушание музыки: CD 2, № 12 («Третье чудо», фрагмент)

Учитель: Мы узнали и услышали тембровые сочетания, создающие музыкальные чудеса. «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – это музыкальное чудо выразительных возможностей инструментов симфонического оркестра.

Слайд 9 (Симфонический оркестр)

Второе (полное) слушание музыки: CD 2, № 12 (Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда», опера «Сказка о царе Салтане»)

3. Вывод

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника, страницы 127-128)

Среди них:

  1. «Три чуда» Николая Римского-Корсакова открывают неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров.
  2. Возможности музыки безграничны в передаче всего, что в окружающем мире достойно передаче.
  3. Музыка творит собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия.
  4. Красота воплощается в звучании симфонического оркестра.
  5. Тайна музыки – в разнообразии её звучаний.
  6. ...(Свой вариант ответа).

Запись в тетради: Красота музыки – в её тембровом звучании (или запись вывода ранее озвученного).

4. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений, С. 73

 «Музыканты» (Немецкая народная песня)

5. Домашнее задание

Оформить краткую запись в Дневнике музыкальных размышлений, С. 73

– Можно ли исполнить песню «Музыканты» в инструментальном составе?

– Каким инструментам симфонического оркестра ты поручил бы соло?

– Каким – аккомпанемент?

Учитель: Итак, на нашем уроке:

  1. Мы узнали о соло и тутти как средствах музыкальной выразительности
  2. Учились слушать красоту тембровых сочетаний инструментов симфонического оркестра
  3. Продолжили знакомство с творчеством русского композитора-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова
  4. Учились красиво и правильно петь
  5. Определили домашнее задание в Дневнике музыкальных размышлений. (Дневники музыкальных размышлений с выполненными домашними заданиями готовятся на проверку).

Слайд 10

Спасибо за творчество на уроке!


Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x