На ММКВЯ-2017 был представлен новый школьный УМК корпорации «Российский учебник»* по шахматам. Среди авторов – международный гроссмейстер, заслуженный тренер ФИДЕ, победитель более 100 международных турниров Игорь Владимирович Глек. УМК включает учебники для средней и старшей школы, а также их интерактивные версии.

О том, почему так важно обучать школьников шахматам, с чего начать и как правильно использовать ресурсы этой уникальной игры, рассказал собравшимся автор и разработчик интерактивного УМК Петр Чернышев.

Чернышев

Почему именно шахматы?

Во-первых, это тот редкий случай, когда запрос на обучение игре в шахматы идет и от государства, и от родителей. В августе 2017 года министр образования Ольга Васильева отметила, что в российских школах среди бесплатных дополнительных занятий обязательно должны быть шахматные кружки. А в школах на родительских собраниях чаще всего звучат пожелания открыть именно шахматную секцию.

Во-вторых, шахматы – совершенно особая игра: и спорт, и наука, и искусство, да к тому же со всеми преимуществами увлекательного соревнования. Это игра с богатой историей: игра королей, рыцарей, ученых, игра, которой славился Советский Союз (кстати, в СССР во многих школах практиковали обучение учеников игре в шахматы).

В-третьих, для самой педагогики далеко не нова идея использовать потенциал шахмат для развития детей. Еще Сухомлинский советовал школьникам шахматы как занятие, «тонизирующее нервную систему и дисциплинирующее мысль».

В настоящий момент шахматы преподают как дополнительный или обязательный предмет в школах Китая, Арабских Эмиратов, Польши, Испании, Финляндии и многих других стран.

Полезны ли шахматы для будущей жизни школьников?

Петр Чернышев напомнил собравшимся, какие требования к человеку предъявляет современный мир и общество: критическое системное мышление, творческий подход, быстрый анализ и решение новых проблем. Вам ничего не напоминает? Именно в шахматах ты постоянно анализируешь вводные и ищешь выходы, мыслишь не одним ходом, а системно, пытаешься создать новую, «красивую» комбинацию.

К тому же шахматы – игра с высоким социализирующим потенциалом. Скромные, застенчивые, спокойные по темпераменту дети могут раскрыться в шахматах, найти в игре ресурс, который придаст им уверенности и позволит полноценно заявить о себе. Более того, введение в школе такой дисциплины, как шахматы, откроет новый канал социализации для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажем, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата шахматы оказываются чуть ли не единственным доступным спортом, к тому же таким, что и они получают возможность отличиться, обойти одноклассников. Эти успехи играют колоссальную роль в их дальнейшей судьбе.

умк
Электронная форма учебника (ЭФУ) Шахматы. Учебник тактики.
Ступень 2 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Шахматы 8,9,7 класса Чернышев П. А. Глек И. В. Викерчук М. И. Виноградов А. С. Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?

Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.

Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.

Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.

Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.

Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.

Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.

Подойдет ли УМК для детей, которые никогда не играли в шахматы?

Учебник УМК для 5–6-х классов составлен так, чтобы азы игры в шахматы стали доступны абсолютно всем, даже новичкам. В учебниках дается много советов, задач, диаграмм, есть рубрики, где дети решают те или иные задания вместе с учителем. К тому же в учебнике встречаются занимательные задачки и интересные факты из истории, которые позволяют школьникам почувствовать себя знатоками.

Учебник содержит много упражнений, но их основная задача не заучить классические цепочки ходов, а снабдить удобным образцом по решению ситуативных задач.

Интерактивная версия учебника создана специально для того, чтобы в течение долгого времени подогревать интерес учеников, сохранять высокую мотивацию. Здесь можно смотреть видеоразборы партий с опытным гроссмейстером Игорем Глеком, прямо в учебнике разыгрывать свои решения задач, быстро получить обратную связь после удачного или неудачного хода.

Все это интересно, но для учителей достаточно ново. С чего начать, как учить?

Во-первых, не спешите получить сразу высокий результат. Задача школьного курса шахмат не воспитать гроссмейстеров, а «разогреть» мышление учеников. Обучение шахматам приносит плоды не сразу, и это нормально. Во-вторых, не забывайте применять интерактивную версию: она не даст детям заскучать. В-третьих, рекомендуется использовать игровые формы обучения и поощрять детей введением рейтинговой системы. Наконец, корпорация «Российский учебник» никогда не оставляет педагога на произвол судьбы с новым УМК на руках. Мы планируем проводить обучающие вебинары, публиковать инструкции и советы, чтобы игра королей и рыцарей как можно скорее стала вашей игрой и игрой ваших учеников.

Александра ЧКАНИКОВА


*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.