Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Реакции ионного обмена. Химия. 8 класс. Разработка урока

Аннотация

Методическая разработка урока посвящена проблеме формирования у обучающихся практических умений и навыков по решению экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ, определению ионов в растворе. В ходе практической работы обучающиеся совершенствуют практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ, учатся анализировать, планировать ход эксперимента, описывать и объяснять наблюдаемые явления. Методическая разработка пригодится учителям химии для проведения практических работ и внеклассных мероприятий по химии.

Основная часть

Методическое обоснование темы

Урок – практикум «Реакции ионного обмена» является первым уроком темы № 7. «Практикум № 2. Свойства растворов электролитов», на которую отводится 4 часа и которая является практическим завершение изучения темы № 6. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Выполнение практических работ позволяет обучающимся применить на практике знания, полученные на предыдущих уроках.Обучающиеся уже имеют навыки проведения химического эксперимента, но недостаточные, поэтому разработка и проведение уроков-практикумов с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, ведь они являются непосредственными участниками исследовательской деятельности.

Рабочая программа «Химия. 8 класс» и тематическое планирование построены на основе Примерной программы по химии основного общего образования и Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторского коллектива под руководством О.С. Габриеляна.

Учебный предмет «Химия» в 8 классе рассчитан на 102 часа, 3 часа в неделю (федеральный и школьный компоненты), в том числе практических работ - 9 часов.

Рабочая программа «Химия. 8 класс» построена с учетам реализации межпредметных связей с курсами физики и биологии.

Методические рекомендации по проведению урока

Рекомендуется использовать групповую форму работы. Практическая работа № 6. «Реакции ионного обмена» позволяет обучающимся научиться использовать приобретенные теоретические знания на практике, прежде всего на данном уроке формируются умения распознавать опытным путем в растворе различные ионы, что является базой для решения экспериментальных задач в 9-11классе. На практической работе продолжается формирование умений обучающихся обращаться с лабораторным оборудованием и химической посудой. Очень важно, чтобы на уроке обучающиеся осознали возможность использования приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в практической деятельности человека. На уроке есть возможность не только использовать химические реактивы, но и электронные ресурсы издательства «Дрофа», в частности электронное приложение к учебнику.

Разработка сценария урока

Класс: 8.

Автор УМК: Габриелян О.С.

Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.

Вид урока: практическая работа.

Цель методическая: через организацию исследовательской деятельности начать формирование практических навыков определения ионов в растворе, усовершенствовать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ.

Задачи:

  • познавательные: организовать деятельность обучающихся по планированию экспериментальной работы по определению ионов в растворе, распознаванию неорганических веществ;
  • развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать, анализировать, систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике через проведение химического эксперимента, развивать способность делать самостоятельные выводы по результатам эксперимента;
  • воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: основные положения теории электролитической диссоциации; качественные реакции на катионы и анионы;
  • уметь: экспериментально определять ионы в растворе.

Метапредметные: освоение УУД (анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, использовать информацию для практического применения, планировать ход эксперимента (пути достижения цели), прогнозировать результаты.

Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, нравственно-этическое оценивание.

Способы реализации деятельности учителя и обучающихся: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Дидактические методы: проблемный, исследовательский.

Основные понятия: электролит, неэлектролит, ион (катион, анион), реакции обмена, реакции ионного обмена, качественный состав вещества, качественная реакция, аналитическая химия.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Справочные таблицы по химии: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
  • Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.;
  • Габриелян О.С. Химия.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. -207, [1] с.: ил.;
  • Учебно-тематическая карта;
  • Экранно - звуковые пособия: Мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс», презентация по химии;    
  • ТСО: экран, ноутбук, мультимедийный проектор;

Учебно-практическое оборудование и реактивы: 6 ящиков: пробирки в штативе; штатив с тремя пронумерованными пробирками с растворами сульфата натрия, хлорида натрия, карбоната натрия;1-2 ящики: растворы сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты; 3-4 ящики: растворы хлорида натрия, нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида бария;5-6 ящики: растворы карбоната натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария.

Межпредметные и внутрипредметные связи: биология (химический состав живых организмов), физика (атомно-молекулярное учение), химия (электролитическая диссоциация веществ).

Ход урока

Этапы

Содержание этапа

Время

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по формированию УУД

Методы обучения

Организационный этап

Организационный момент

2 мин

Организация начала занятия

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся, инструктаж по работе с учебно-тематической картой.

Приветствие, слушание учителя, общение с учителем

Беседа

Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

Актуализация знаний учащихся по теме «Электролитическая диссоциация веществ», осмысление полученной от учителя информации, целеполагание.

3 мин

Создание условий для усвоения нового материала практической направленности на основе использования теоретических знаний.

Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:

1. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами и анионами? Приведите примеры.

2. Какие реакции называются реакциями обмена?

Общение с учителем и одноклассниками. Работа учащихся с учебно-тематической картой (Приложение 1)

Коррекция и контроль

Беседа

Этап усвоения новых знаний

Первичное введение материала

5 мин

Создание проблемной ситуации

В штативе с тремя пронумерованными пробирками даны растворы сульфата натрия, хлорида натрия, карбоната натрия. Можете ли вы определить в какой пробирке какое вещество?

Анализ проблемной ситуации. Общение с учителем. Выдвижение гипотез. Коллективное обсуждение проблемы и выдвижение гипотез. Оценка своих знаний. Целеполагание (что надо узнать?)

Частично-поисковый

Создание условий для выполнения химического эксперимента

Показывает видеофрагменты: «Реакции обмена», «Образование слабого электролита», «Образование углекислого газа». Устный фронтальный опрос по вопросам: Приложение 1

Работа учащихся с учебно-тематической картой (Приложение 1)

Слушание учителя.

Просмотр видеофрагментов.

Оформление тетради для практических работ. Самостоятельное определение цели работы

Беседа

Химический эксперимент по определению известных ионов в растворе

5 мин

Формирование у обучающихся практических навыков определения ионов в растворе по готовой инструкции

Инструктаж по ТБ и ОТ. Демонстрация видеофрагментов «Правила работы в химической лаборатории» и «Правила наблюдения в химической лаборатории».

Наблюдение, по необходимости помощь.

Работа учащихся в группах с учебно-тематической картой (Приложение 1), с учебником.

Работа с химическими реактивами по инструкции с соблюдением правил ТБ и ОТ.

Общение в группах, совместная деятельность в группах, индивидуальный подход к каждому члену группы.

Практическая работа

Первичная проверка понимания изученного

5 мин

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, их коррекция

Наблюдение, по необходимости помощь и коррекция ответов.

Обсуждение результатов опыта в группах. Индивидуальная работа у доски: устный отчет и выводы по результатам опыта каждой группы; запись на доске уравнений химических реакций в молекулярном и ионном виде.

 

 

Физкультминутка

2 мин

 

 

 

 

Этап закрепления новых знаний и применение их на практике

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике

18 мин

Формирование у обучающихся умений самостоятельно применять свои знания и умения в нестандартных, измененных условиях. Закрепление в памяти обучающихся знаний, умений и навыков, которые необходимы им при решении экспериментальных задач.

Возвращение к проблемной ситуации. Обсуждение версий решения проблемы. Создание условий, способствующих творческой самореализации обучающихся в познавательной деятельности.

Планирование совместно с обучающимися хода эксперимента. Наблюдение, по необходимости помощь

Работа учащихся в группах с учебно-тематической картой (Приложение 1), с учебником. Экспериментальная задача по распознаванию веществ.

В выданных пробирках находятся растворы веществ: карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия.

Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Сделайте выводы по практической работе.

Работа с химическими реактивами по инструкции с соблюдением правил ТБ и ОТ.

Индивидуальная работа, описание и объяснение наблюдаемых явлений.
Общение в группах, совместная деятельность в группах.

Исследовательская практическая работа

Подведение итогов

Подведение итогов

2 мин

Оценка работы класса и отдельных обучающихся

Общий анализ урока и оценивание

Общение с учителем и одноклассниками

Оценка результатов работы.

Самооценка.

Беседа

Этап информации учащихся о домашнем задании

Информация о домашнем задании

1 мин

Обеспечение мотивации, понимания обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания

Рекомендации учителя.

Проанализируйте результаты работы, оформите практическую работу в тетради.

Дифференцированное тестовое задание. Приложение 1.

Запись домашнего задания в дневник

Работа с научно-популярной, учебной литературой.

 

Рефлексия

Рефлексия

2 мин

Обеспечение усвоения обучающимися принципа саморегуляции и сотрудничества

Мобилизация обучающихся на рефлексию своей деятельности:

Что делали?

Что узнали?

Чему научились?

Где в повседневной жизни можно использовать полученные знания?

Дают оценку своей деятельности на уроке

Беседа

Заключение

Организация экспериментальной деятельности в системе школьного образования является инструментом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, повышения их познавательной активности и сокращения дистанции между теоретическими представлениями и практикой использования полученных знаний.

Химический эксперимент – важный источник знаний, он является специфическим методом обучения химии, поскольку отличает процесс обучения химии от обучения другим учебным предметам естественнонаучного цикла. Формирование представлений о веществах невозможно без наблюдения за ними и анализа полученных данных. Эксперимент играет важную роль в формировании практических умений и навыков обучающихся - помогает им наполнить усваиваемые ими понятия живым, конкретным содержанием, увидеть в отдельных фактах общие закономерности. Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность обучающихся. Часто эксперимент является источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность. Химический эксперимент – важнейшее средство формирования научного мировоззрения обучающихся в процессе усвоения основ химической науки.

Химический эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание (нравственное, духовное, трудовое, эстетическое, экономическое и др.) и развитие (в том числе памяти, мышления, эмоций, воли, мотивов и др.).

Химический эксперимент выполняет и некоторые частные функции – информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую, обобщающую и мировоззренческую.

Химический эксперимент невозможен без соблюдения правил техники безопасности и соответственно инструктажа по технике безопасности.

В своей работе я использую различные виды учебного химического эксперимента. Практические работы провожу обычно в конце изучения одной или нескольких тем курса, достигая тем самым определенных целей.

Во-первых – это закрепление знаний по химии, в том числе основного экспериментального материала, путём самостоятельного выполнения определенных опытов учащимися. При этом практические занятия, проводимые в заключение ряда тем, дают возможность удачно обобщить экспериментальный и теоретический материал, что не всегда возможно на обычном уроке.

Во-вторых, происходит дальнейшее развитие практических навыков и овладение техникой химического эксперимента.

В-третьих, реализуется творческое применение знаний в процессе экспериментального решения задач и практических вопросов, что имеет большое значение для формирования умений пользоваться знаниями в активной форме, для расширения кругозора учащихся о применении химии в жизни.

Химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности обучающихся: от демонстрации явлений через проведение лабораторных опытов под руководством учителя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.

Список использованных источников

Список литературы для обучающихся

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.
  2. Габриелян О.С. Химия.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. -207, [1] с.: ил.
  3. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. / О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумова - М.: «Дрофа».
  4. Аликберова Л.Ю. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М.: Дрофа, 2002.
  5. Габриелян О.С. Химия.8 класс: электронное приложение.

Список литературы для педагогов

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.
  2. Габриелян О.С. Химия.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. -207, [1] с.: ил.
  3. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. / О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумова - М.: «Дрофа».
  4. Габриелян Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
  5. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.
  6. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
  7. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа.
  8. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
  9. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа.
  10. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа.
  11. Ганина Н.В. Из опыта применения сдвоенных тестов. Журнал «Химия в школе», № 5, 2011, с 53-55
  12. Габриелян О.С. Химия.8 класс: электронное приложение.
  13. Поташник М.М. Требования к современному уроку. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vshkola1my1.ru (26.07.2013)
  14. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004
  15. Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2014. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  16. Галкина И.А. Электронные физкульминутки для глаз. Часть 2. [Электронный ресурс].
  • Реакции ионного обмена. Химия. 8 класс. Конспект урока

  • Реакции ионного обмена. Химия. 8 класс. Презентация

  • Реакции ионного обмена. Химия. 8 класс. Приложение 1

  • Реакции ионного обмена. Химия. 8 класс. Физминутки

  • Реакции ионного обмена. Химия. 8 класс. Разработка урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться