Как сформировать речевые, коммуникативные способности ребенка в процессе обучения? Каким должно быть общение на уроке учителя и ребенка?

Марьяна Безруких:

«Коммуникативные навыки у значительного количества детей, поступающих в 1-й класс, не сформированы. Это показывают наши исследования. Дети не знают элементарных речевых формул, не умеют знакомиться, обратиться за помощью, что-то попросить, поблагодарить, высказать сочувствие или выразить благодарность.

безрукихКоммуникации нужно начинать учить еще дошкольников, а в начальной школе коммуникативные игры и сценки могут использоваться и на уроках, и во внеурочной деятельности.Герои сказок, кукольные герои помогают детям раскрепоститься и снять напряжение. В таких играх они перестают стесняться в неловкой ситуации, сказать что-то не то и не так.

Важно учить детей позитивному взаимодействию, учить их распознавать эмоции и выражать свои эмоции – голосом, интонацией, изменением выражения лица, жестами. Дети учатся этому быстро и с удовольствием».


Читайте по теме:

Наталья Виноградова:

«В начальной школе эта проблема стоит не так остро, как в основной школе. Младшие школьники находятся (по данным международных исследований) в группе лидеров по читательской грамотности, по речевой культуре, по смысловому чтению. Но, конечно, есть проблемы. Они связаны прежде всего с самостоятельной творческой коммуникативной деятельностью младшего школьника. Большие трудности вызывают задания, где нужно что-то сочинить, придумать, интерпретировать, объяснить и пр. Причины?

Виноградова Н.Ф.Авторитарный стиль многих учителей, в процессе общения нарушается равноправие партнеров: лидирует всегда учитель, последнее слово за ним, любой диалог заканчивается точкой, которую ставит учитель. Никто не может остаться при своем мнении. Позиция учителя должна приниматься без всяких объяснений, «на веру».

Репродуктивный характер обучения. Ученик выполняет только три роли: «слушатель» («внимательно слушай, читай, запоминай»), «зритель» («внимательно смотри и все запоминай»), «репродуктор» («все воспроизведи» – чем ближе к образцу, тем выше отметка). При таком обучении ученик не учится исследовать изучаемые объекты, наблюдать их, самостоятельно строить выводы, обобщения, сравнивать, анализировать и т.п. А ведь именно эти действия связаны с коммуникативными способностями – развитыми умениями рассуждать, описывать, строить суждения, конструировать последовательность сюжетных действий и т.д. В современных учебниках (могу привести для примера учебники УМК «Начальная школа XXI века») использована технология поисково-исследовательской деятельности, когда, в соответствии с теорией развивающего обучения Д. Б. Эльконина, дети сами открывают закономерности, связи, устанавливают причину и совершают другие интеллектуальные действия. В этом случае знание не дается в готовом виде, когда его усвоение связано только с уровнем развития памяти ученика, а не с глубокой, разнообразной умственной деятельностью, исполнением ребенком уже в начальной школе роли «исследователя».

Виноградова Н.Ф.Ну, к примеру, почему дети должны, простите, тупо запоминать правила русского языка, когда то же самое знание они получают в процессе упражнений, где они анализируют языковую ситуацию, но это знание, полученное ребенком в процессе самостоятельного поиска (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения), становится личностно значимым, а не навязанным и формальным.

Все это хорошо прописано в дидактике – теории начального обучения, объясняется на постоянно действующих курсах повышения квалификации, описано в многочисленных статьях и книгах для учителя… И, если учитель-традиционалист захочет, он, безусловно, овладеет новаторскими методиками развития коммуникативных и других способностей.

Нужно быть убежденным только в одном: практически любые способности есть у каждого человека (это доказано блестящими исследованиями психологов Б. М. Теплова, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой и др.), только нужно знать время, когда их начать развивать («сенситивный» период развития), место (в образовательной организации специалистами) и соответствующую способности методику.

Но есть тут еще одна закономерность: отдельные способности развиваются на фоне общих способностей, к которым относят скорость деятельности, объем памяти и внимания, качество информации, возможность быстрого переключения с одной деятельности на другую без «потерь» и другое. В рассматриваемом нами случае (о коммуникативных способностях) их базой, предпосылкой являются развитые умственные операции, интеллектуальные действия и воображение. Дети не могут научиться говорить, если не умеют анализировать (вот оно – развитие суждений), сравнивать, классифицировать (вот оно – развитие рассуждений), обобщать (вот оно – развитие объяснительной речи). Ну и не говоря уже о воображении (вот оно – развитие описательной речи, сочинительство).

И снова тот же вывод: учитель все это когда-то сдавал на экзаменах в колледже и вузе, только на практике «трепыхаться неохота», лучше по старинке – спрашивать пересказ статей учебника и тупо тренировать на правила русского языка…»

Ольга ДАШКОВСКАЯ


*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.