Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 7 заданий. Ответы на задания запиши в работе. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Дорогие ребята!

Вам предстоит написать проверочную работу по русскому языку. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, я рекомендую просмотреть глазами весь материал, это поможет настроиться на работу. Приступая к выполнению задания, не спешите, прочитайте внимательно всю инструкцию до конца. Постарайтесь выполнить правильно как можно больше заданий.


русский язык 2 класс   Русский язык. 2 класс. Учебник.
Учебник включает следующие тематические блоки: "Как устроен наш язык", где даются основы лингвистических знаний; "Правописание", где формируются навыки грамотного письма; "Развитие речи", где впервые организуется систематическая работа с текстом, его структурой, а также типами текстов. Содержание учебника позволяет организовать дифференцированное и индивидуальное обучение: помимо материала для обязательного усвоения представлены темы ознакомительного характера.



1. Внимательно прочитай и спиши текст.

У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа весёлый. А Чук очень серьёзный.

  • Выполняя первое задание, внимательно прочитай текст.

  • Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.

  • Выясни смысл непонятных для тебя слов (можно спросить у учителя).

  • Прочитай каждое слово в тексте. Найди и подчеркни карандашом  все «опасные места».

У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа весёлый. А Чук очень серьёзный.

  • Еще раз перечитай текст.

  • Списывай по одному предложению, диктуя слова по слогам, проговаривая каждую букву.

  • Проверь себя: читай написанное тобой и сравни с исходным текстом.

У нашей собаки Альмы родились щенки. Мы назвали их Чапа и Чук. Малыши рыжие и пушистые. Они пищат. Чапа весёлый. А Чук очень серьёзный.

2. Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова: школа, класс, парта, урок, звонок.

Прежде чем приступить ко второму заданию, постарайся вспомнить весь алфавит. Произнеси его про себя или шепотом. Приступая к выполнению задания, не спеши. Произноси шепотом по две буквы подряд по алфавиту: А, Б и смотри на первую букву в словах. Если буква алфавита совпала с первой буквой в слове, то запиши его на строке, если нет, то продолжай. Произноси по 2 буквы из алфавита по порядку до тех пор, пока не запишешь все слова. Не торопись, чтобы не допустить ошибок.

Правильное расположение слов: звонок, класс, парта, урок, школа.

3. Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.

Зима, коньки, санки, горка, шапка.

Выполняя третье задание, вспомните все парные согласные по звонкости-глухости. На ленте букв звонкие согласные расположены в верхней части. При произнесении звонких согласных мы используем голос.

Произнеси про себя или шёпотом все парные согласные по звонкости-глухости, которые являются твердыми: [б/п], [в/ф], [г/к], [д/т], [ж/ш], [з/с].

Затем все парные согласные по звонкости-глухости, которые являются мягкими:

[б'/п’], [в’/ф’], [г’/к’], [д’/т’], [з’/с’].

Не забывай, что есть звонкие согласные, не имеющие пары по звонкости-глухости: 

[й’/-],[л/ -], [л’ / -], [м/ -], [м’/ -], [н / -], [н’ / -], [р / -], [р’ / -].

Теперь приступай к выполнению задания.  Произнеси слово, назови первую букву и произнеси звук, обозначающий букву. Определи: это звонкий или глухой звук? Если звонкий звук, то подчеркни все слово. Таким образом работай и с другими словами.

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук.Слышишь голос или шум? Если слышишь голос, то звук звонкий, если шум – глухой.

Подчеркнем первое слово – зима, т.к. первый звук [з’] звонкий - мягкий и третье слово – горка, т.к. первый звук [г] звонкий-твердый.

Ответ: Зима, коньки, санки, горка, шапка.


русский 2 Русский язык. 2 класс. Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской.
Это комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими. Среди авторов - заслуженные учителя России, школьные учителя высшей категории и опытные методисты, академики Российской академии образования, доктора и кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов.

4. Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук.

Тигр, лань, косуля, белка, выдра.

Выполняя четвертое задание, вспомни, что согласные бывают не только звонкие и глухие, но и твёрдые и мягкие. Также вспомни, что есть согласные, которые всегда мягкие – это [й’], [ч’], [щ’].

Произнеси первое слово: тигр.  Теперь произнеси слог-слияние: [т’и]. Затем отдельно первый звук: [т’]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим мягкий звук [т’]). Посмотри, что обозначило его мягкость? (гласная и, которая обозначает мягкость предшествующего согласного).

Сделай вывод: если в слове тигр первый звук мягкий, то это слово надо подчеркнуть.

Произнеси второе слово: лань. Теперь произнеси слог- слияние:

[л а]. Затем отдельно первый звук: [л]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твёрдый звук [л]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная а, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод: если в слове лань первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо, приступай к следующему слову.

Произнеси третье слово: косуля. Теперь произнеси первый слог: [к а]. Затем отдельно первый звук: [к]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твердый звук [к]). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная а, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод: если в слове косуля первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо, приступай к следующему слову.

Произнеси слово: белка.  Теперь произнеси первый слог: [б’э л]. Затем отдельно первый звук: [б’]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим мягкий звук [б’]). Посмотри, что обозначило его мягкость? (гласная е, которая обозначает мягкость предшествующего согласного).

Сделай вывод: если в слове белка первый звук мягкий, то это слово надо подчеркнуть.

Работаем над последним словом. Произнеси слово: выдра. Теперь произнеси первый слог: [выд]. Затем отдельно первый звук: [в]. Как ты его слышишь и произнесешь? (мы произносим твердый звук [в] ). Посмотри, что обозначило его твердость? (гласная ы, которая обозначает твёрдость предшествующего согласного).

Сделай вывод: если в слове выдра первый звук твёрдый, то это слово подчеркивать не надо.

Выполняя это задание, старайся правильно вычленять первый звук, который ты наблюдаешь: слово – слог/слог-слияние – звук;

Тигр - ти - [т’]

Лань – ла – [л]

Косуля - ко – [к]

Белка – бел – [б’]

Выдра – выд – [в]

Подчеркнём два слова: тигр, лань, косуля, белка, выдра.

5. Раздели слова на слоги. При делении слов на слоги используй вертикальную линию.

Полёт, удар, Мария, сарай.

Задание 5 требует вспомнить правила деления слов на слоги.

  1. Слог образует гласный звук.

  2. В слове столько слогов, сколько гласных.

  3. Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной.

  4. Слог может состоять из одного звука (гласного) или нескольких звуков (кроме гласного, есть согласный или группа согласных).

  5. Слог может быть открытым или закрытым.

 После того, как ты вспомнил правило деления  слова на слоги , приступай к выполнению задания.

Теперь внимательно  работай над каждым словом.  Прочитай  первое слово: полёт.  Отметь  в нём все гласные: полёт. Сколько гласных отметили?(2)  Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: по/лёт.

Прочитай второе слово: удар. Отметь  в нём все гласные: удар.  Сколько гласных отметили?(2)  Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: у/дар.

Прочитай третье слово: Мария.  Отметь в нём все гласные: Мария. Сколько гласных отметили?(3)  Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: Ма/ри/я.

Прочитай четвёртое  слово: сарай.  Отметь  в нём все гласные: сарай. Сколько гласных отметили?(2)  Столько и должно получиться слогов. Проведи вертикальную линию: са/рай.

Если ты всё же затрудняешься разделить слова на слоги, то  вспомни, как мы делили слова на слоги в первом классе.  Слоги  можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Можно «прохлопать» слово в ладоши.

Правильно разделить слова на слоги так: по/лёт, у/дар, Ма/ри/я, са/рай.

6. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой (например, не - бо).

Полёт, удар, Мария, сарай.

Чтобы выполнить задание 6, давайте вспомним правила переноса слов, которые вы уже знаете:

  1. Слова переносим по слогам.

  2. При переносе слов нельзя оставлять в конце строки  и переносить одну букву.

  3. При переносе нельзя оставлять и переносить часть слова, которая не составляет слога.

  4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

  5. Нельзя отрывать букву «й» от предшествующей гласной.

После того, как ты вспомнил правила переноса слов, найди слова, которые нельзя перенести по слогам. Вспомни почему? У нас встречается слово: удар. Слово «удар» делится по слогам так: у/дар, гласный «у» образует слог, но по правилам переноса нельзя переносить или оставлять одну букву на строке. Поэтому это слово мы выписывать не будем. Посмотрим на остальные слова. Можно перенести  по слогам слово  - полёт? Да, можно. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: по-лёт.

Прочитайте слово Мария. Можно перенести  по слогам слово  - Мария? Да, можно, только для переноса получиться 2 слога, т.к. одну букву «я» мы не можем перенести на другую строку. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: Ма-рия.

Прочитайте  последнее слово сарай. Можно перенести  его по слогам? Да, можно. Чтобы не забыть запишите это слово, разделяя для переноса: са-рай.

Правильная запись: по-лёт, Ма-рия, са-рай.

7. Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.

в, солнце, тумане, встаёт, зимнем

Выполняя последнее задание, вспомни, что такое предложение.

(Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении всегда связаны между собой по смыслу.)

Расположите слова так, чтобы они стали связаны по смыслу.

Поможет тебе выполнить задание алгоритм действий:

  1. Подумай, какое слово надо написать первым.

  2. Установи последовательность слов. Пронумеруй порядок слов.

  3. С какой буквы начинаем писать предложение?

  4. Запиши получившееся предложение, не забывая о грамотном написании.

  5. Что поставишь на конце предложения?

  6. Проверь, правильно ли ты написал(ла).

Здесь возможно записать предложение по – разному:

Солнце встаёт в зимнем тумане.

Солнце в зимнем тумане встаёт.

В зимнем тумане встаёт солнце.

Встаёт в зимнем тумане солнце.

Встаёт солнце в зимнем тумане.