Нормативные документы, влияющие на наполнение курсов истории в школе: ФГОС, Историко-культурные стандарты (ИКС) — как по отечественной, так и всеобщей истории, также нормативы ЕГЭ по истории. Эти документы формируют новую модель преподавания истории в системе общего образования. Подразумевается изменение дидактических элементов, определяющих содержание. Их (элементов) стало больше при том же количестве часов на преподавание, отсюда — неизбежное изменение структуры курсов.

О модели. Она прописана в ИКС: 5 класс — Древний мир, 6 класс — Средние века и древняя Россия до XVв., 7 класс — фрагменты новой истории XVI-XVII века и России XVI-XVIIвв., 8 класс — зарубежный и отечественный XVIIв., 9 класс — зарубежный и отечественный XIX в., 10 класс — новейшая история и история России XX-XXI вв., 11 класс — история России в мировом контексте. Это не полное возвращение к «линейке», так как 11 класс — концентрум. 

Об ИКС. Концептуальные основы изучения всеобщей истории стали такими же, как для отечественной. Это сознательное оценочное отношение к историческим деятелям, процессам, явлениям — при культурно-антропологическом подходе, многоуровневом представлении истории, внимании к духовным и культурным аспектам жизни людей.

О проблемах осуществления ИКС. Избыток дидактических единиц мешает полноценному их освоению (даже делает это невозможным) — новые добавлены к старым, ничего не убрали. Уровень сложности дидактических единиц не дифференцирован от 5 к 10 классам. Довлеет политико-социальное, а не духовно-культурное содержание.

Вывод. Надо разделять материал на обязательный и второстепенный. На основе следующих критериев: 1) доминирует культурно-антропологический принцип отбора, 2) компаративный подход облегчает восприятие, 3) опора на базовые понятия систематическая, 4) перечни обязательных дат смотрим по Кодификатору ЕГЭ.

Всеобщая история

Рассмотрим учебник по Истории средних веков для 6 класса (Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В), написанный с учетом этих критериев. В нем сокращено количество параграфов (примерно на треть меньше, чем отведенных часов). Это сделано для разноплановой работы над материалом, в том числе закрепляющей и самостоятельной. Иллюстративный материал отчасти перестает сопровождать написанное, а становится разновидностью информации для специальной работы. В учебнике представлены разнообразные задания — по потребностям и особенностям класса и учителя (не обязательные, а на выбор). Вопросы культуры и духовной жизни занимают в учебнике основное место (культурно-исторический подход).

Учебники истории «ДРОФА-ВЕНТАНА» прошли все экспертизы, но пока являются учебными пособиями — до заседания комиссии по утверждении федерального Перечня Министерства образования. Да, они помогают осуществлять новый ИКС, но как работать в новой модели, если учебники старые? Надо использовать действующие учебники в новой тематической раскладке, установленной ИКС. В 11 классе подходит только учебник «Россия в мире», он есть в Перечне, но проходит там не как учебник по истории.

Всеобщая история

Отдельный вопрос — как работать в 7-8 классах. Даже те учебники, которые полностью совпали тематически (5-6 классы), отражают не все дидактические единицы ИКС, надо обратить на это внимание. Что касается учебника для 7 класса (Носков В.В., Андреевская Т.П.) для преподавания в 7 и 8 классах, то только 3 его главы соответствуют новой модели для 7-го: 1, 2, 3 главы, другие — частично. То есть 28 часов и 16 параграфов, которые относятся к истории XVI-XVIIвв. Оставшиеся часы — уроки-практикумы, конференции и другие виды самостоятельной творческой работы. «Страны Центральной и Восточной Европы» учителя должны разработать и дать самостоятельно. Сложнее будет в 8 классе, там учебник Носкова и Андриевской почти не покрывает ИКС: да, XVIII век и Европа в эпоху Великой французской революции плюс материалы по Востоку — но это только девять параграфов. Темы, обязательные по новой модели, учитель разрабатывает самостоятельно, а их большинство.

Итак, ИКС исполнять надо, учебно-методическая оснастка под ИКС если и создана, то не вполне легитимна. К тому же есть вероятность, что кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ тоже поменяются в связи с новой моделью преподавания.

Записала Людмила Кожурина

Материал подготовлен на основе вебинара «Проблемы преподавания всеобщей истории в условиях перехода на новую модель исторического образования». Смотреть запись вебинара

Перейти в каталог продукции

В оформлении материала использован фрагмент картины «Бо­на­парт на Сен-Бер­нар­ском пе­ре­ва­ле», Жака-Луи Давида, 1801