Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. Алгебра. Информатика и ИКТ. 9 класс. Разработка урока

Технологическая карта урока

1

Предмет

Алгебра

2

Класс

9

3

Базовый учебник (выпущенный издательством «ДРОФА»)

Алгебра. 9 кл.: учебник /Г. К. Муравин, К. С. Муравин, О. В. Муравина. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

4

Тема урока

Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм (глава 5, §31)

5

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Комбинированный (изучение нового материала + закрепление).

Новый материал: использование специальных функций в редакторе электронных таблиц Excel (категория – статистические).

Закрепление: основные характеристики рядов чисел.

6

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные: коммуникативная компетентность в общении, в учебно-исследовательской деятельности по предмету; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Метапредметные: способность самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; умение представлять информацию в различной форме (табличной, графической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными задачами.

Предметные: умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический, табличный); практические навыки выполнения инструментальных вычислений.

7

Межпредметные связи

Информатика и ИКТ

8

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

Электронные таблицы Excel

9

Материалы и оборудование

Компьютерный класс (с установленным офисным пакетом приложений Microsoft Office,в состав которого входят электронные таблицы Excel), экран, мультимедийный проектор, файлы с заданиями, карточки с тестом.

10

Список используемой литературы

  1. Алгебра. 9 кл.: учебник /Г. К. Муравин, К. С. Муравин, О. В. Муравина. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Информатика и ИКТ. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/

Ю. А. Быкадоров – М.: Дрофа, 2013. – 336 с.: ил.

  1. Вероятность и статистика в школьном курсе математики. Учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. Часть 1. Бунимович Е.А., Булычев В.А. М.: ООО «ДОС», 2008.
  2. Теория вероятностей и статистика/Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.: ил.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя
(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(включая УУД)

1

Повторение числовых характеристик рядов, построение диаграмм.

(10 мин.)

– Ребята, перечислите, какие характеристики числовых рядов Вы знаете?

– Как они вычисляются?

Рассмотрим задачу (задача 3 на стр. 208 учебника).

Учитель показывает на экране Лист Задача – файл «1.xlsx» (приложение 1)

– Как сравнить успехи учеников этих районов?

Учитель с учащимися устно вычисляют моды и медианы рядов (равны 3).

Среднее арифметическое учитель записывает с помощью учащихся прямо на Листе Задача (для этого вводит формулу, используя относительные и абсолютные ссылки, см. Лист Среднее).

Значения средних арифметических с точностью до одного знака после запятой для двух районов равны 3,3.

Учитель вместе с учащимися приходят к выводу, что результаты удобнее сравнивать в процентах. Учитель переводит результаты в проценты (см. Лист Проценты).

– Для повышения наглядности используются диаграммы.

Учитель поясняет тему, цели и задачи урока.

– Построим круговые диаграммы для первого и второго районов, затем сравнительную гистограмму (см. Лист Диаграммы). Учитель вместе с учащимися повторяет алгоритм построения диаграммы в табличном редакторе Excel (Глава 5, § 44, Информатика и ИКТ. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю. А. Быкадоров – М.: Дрофа, 2013. – 336 с.: ил.)

1) Выделяем блок ячеек, по которым строим диаграмму.

2) На панели «Вставка» выбираем тип диаграммы.

3) Для редактирования диаграммы используем пункт «Макет».

Учащиеся отвечают: Среднее арифметическое, моду, медиану, размах.

Учащиеся дают определения этим характеристикам.

Учащиеся предлагают найти и сравнить уже известные им характеристики: медианы, моды, средние арифметические.

Учащиеся предлагают сравнить количество «3», «4» и «5» (процент успеваемости); количество «4» и «5» (качество знаний).
Учащиеся, рассмотрев сравнительную гистограмму, делают вывод: во втором районе выше процент успеваемости, а в первом выше качество знаний.

Информационно-коммуникативные УУД: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Познавательные УУД: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений; сравнение, сопоставление объектов по одному или нескольким критериям.

2

Применение знаний.

(25 мин.)

– Откройте файл «2.xlsx» (приложение 2) и выполните задания.

(№ 465, № 467).

Учитель обращает внимание на особенности использования функции МОДА.НСК()

  1. Если набор данных не содержит повторяющихся чисел (мод), функция МОДА.НСК возвращает значение ошибки #Н/Д.
  2. Сочетание клавиш CTRL+SHIFT+ВВОД обеспечивает вывод нескольких мод (формула вводится как формула массива). В противном случае выведется только одна мода.

Время на выполнение заданий – 15 минут.

Учитель корректирует работу учащихся, отвечает на вопросы.

После выполнения заданий учитель оценивает выполненные работы (cм. файл «3.xlsx» (приложение 3)).

Учащиеся выполняют задания, используя электронные таблицы Excel, задают вопросы учителю.

Если не хватает компьютеров на каждого учащегося, то работу выполняют в парах.

Сохраняют выполненные задания на компьютере в каталог, указанный учителем.

Рефлексивная деятельность: самостоятельная организация учебной деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Познавательные УУД: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

– Решаем № 463.

– Ребята, представьте, что у Вас есть ряд из 200 различных чисел. Как бы Вы поступили для поиска среднего арифметического? А если данных больше 200?

– Давайте рассмотрим задачу 4 на странице 210.

Учитель обращает внимание на возможность использования частоты соответствующего результата при вычислении среднего арифметического.

По желанию (или по выбору учителя) вызывается к доске один из учащихся. Он записывает решение № 463. Остальные учащиеся записывают решение в тетради.

Учащиеся предлагают разбить данные на интервалы (группы).

Вместе с учителем рассматривают задачу 4, задают вопросы.

Познавательные УУД: Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений.

Информационно-коммуникативные УУД: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

3

Контроль.

(7 мин.)

Учитель предлагает самостоятельную работу в виде теста по индивидуальным карточкам.

Учащиеся выполняют тест, сдают на проверку учителю.

Информационно-коммуникативные УУД: Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивная деятельность: Самостоятельная организация учебной деятельности.

4

Подведение итогов урока, оценка деятельности, домашнее задание.

(3 мин.)

Просит учащихся ответить на вопросы:

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились на уроке?

Учитель благодарит за работу на уроке, даёт домашнее задание:

§13 (задача 3), № 466, № 471.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают домашнее задание.

Информационно-коммуникативные УУД: Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Рефлексивная деятельность: Оценивание своих учебных достижений.

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. Конспект урока

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. Приложение 1

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. Приложение 2

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. Приложение 3

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм. Алгебра. Информатика и ИКТ. 9 класс. Разработка урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться