Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока

Название учебно-методического комплекса: Т. Г. Рамзаева, «Русский язык», 3 класс.

Цели урока: продолжить умение проверять слова с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне; формировать навыки правописания корня на основе сопоставления двух правил.

Задачи:

  • развивать умение обосновывать правильное написание слова;
  • продолжить формировать орфографическую грамотность;
  • продолжить формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Карточки с текстом, рисунки с героями книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», телеграмма.

Использованная литература:

  • Газета «Первое сентября». Начальная школа. 2001, №45.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева Русский язык. Книга для учителя. 3 класс. М., «Дрофа», 1998.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок – начинается урок русского языка.

Учитель сообщает тему и цели урока.

В дверь постучали: «Извините, здесь учатся ребята 3 класса?»

Учитель: Здесь. А что случилось?

Старшеклассник: Пришла срочная телеграмма ребятам вашего класса.

Учитель читает телеграмму:

«Ребята! Мы вас очень-очень ждём в гости в нашу деревню Простоквашино. Приезжайте, пожалуйста.

Ваши друзья: почтальон Печкин, пёс Шарик, кот Матроскин и дядя Фёдор»

Учитель даёт прочитать телеграмму одному из учеников. Ученик читает вслух.

Учитель: Действительно, ребята, вас ждут в гости в деревню Простоквашино. Чтобы попасть туда, нужно выполнить все задания героев этой книги (учитель показывает книгу Э.Успенского).

II. Учитель: Первое задание – это задание почтальона Печкина

(Учитель показывает рисунок с изображением почтальона Печкина)

Упражнение в чистописании (соединении).

Прописывается по одной строчке.

Мм

му

мы

ми

ма

мо

мя

Учитель: Дайте характеристику букве.

Дети: Буква м обозначает согласный, непарный звук, звонкий.

Учитель: В каких слияниях звук [м] звучит твёрдо?

Дети: му, мы, ма, мо, - гласная, обозначает твёрдость согласного.

Учитель: Работа по карточкам.

Карточка 1

Списывая, вставляйте пропущенные безударные гласные. Устно проверьте слова с безударной гласной.

Небо г…лубое. Лес. За лесом луг. Оз…ро б…льшое, камыши вокруг. З…лотятся всюду ровные п…ля. Это ты, р…дная русская з…мля.

Проверка.

Учитель: Расскажите, что вы знаете о безударных гласных? Как их надо проверять?

Ответы детей.

Карточка 2

Спишите, приписывая слова в единственном числе. Подчеркните согласные буквы на конце слов.

Колхозы - …

 

посевы- …

Арбузы - …

 

камыши - …

Заводы - …

 

огороды - …

Медведи - …

 

дожди - …

Львы - …

 

рвы -…

Проверка.

Игра «Не подведи свой ряд»

На доске написаны 3 столбика слов с глухими и звонкими согласными в конце и в середине.

Ска…ка

 

шала…

 

ша…ка

Кру…ка

 

стру…ка

 

око…ко

Ко…ка

 

клю…

 

берё…ка

Сугро…

 

игру…ки

 

шу…ка

Вызываются представители каждого ряда и вставляют пропущенные буквы.

Учитель: На какое правило правописания эти слова?

Ответы детей.

Проверка.

Учитель закрывает слова и предлагает детям вспомнить и записать 5 слов.

Учитель: Расскажите, что вызнаете о звонких и глухих согласных в корне слова? Как их надо проверять?

Ответы детей.

Учитель: Словарная работа. Мы должны разгадать кроссворд.

Кроссворд

  1. В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть.
    В путь за мёдом и малиной
    Отправляется …
    (Медведь)
  2. Хочешь бегать далеко,
    Хочешь прыгать высоко,
    Пей почаще…
    (Молоко)
  3. Погляжу в окошко –
    Висит лукошко…
    (Месяц)
  4. Берегите уши, нос.
    Здесь ведь прячется…
    (Мороз)
  5. Слово начинается на букву м,
    Заканчивается на букву т,
    Обозначает действие предмета.
    (Метёт)

Учитель: Какое слово лишнее?

Дети: «Метёт» – лишнее слово.

Учитель: Почему вы считаете, что слово «метёт» лишнее?

Дети: Слово «метёт» обозначает действие предмета, это глагол, а остальные слова – имена существительные.

III. Задание пса Шарика

(Учитель показывает рисунок с изображением пса Шарика)

Учитель: Помогите образовать от слова «метёт» слова, обозначающие предмет.

Дети: Метла, метель, мётлы, метелица.

Учитель: Какая орфограмма встречается в этих словах?

Дети: Безударная гласная е в корне слова.

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне слова?

Дети: Безударные гласные в корне слова проверяем подбором однокоренных слов, в которых ударение падает на проверяемую гласную.

Учитель: Какое слово является проверочным среди слов: метла, метель, мётлы, метелица.

Дети: Мётлы.

Учитель: Как вы понимаете смысл слова «метель»?

Дети: Сильный ветер со снегом.

Физкультминутка

IV. Задание кота Матроскина

Учитель: Подберите и запишите слова с корнем мороз.

Дети называют слова: мороз, морозный, заморозила.

Учитель: Разберите слова по составу.

Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик выполняет на доске.

Проверка.

Учитель: Придумайте своё предложение со словом морозный, окончание можно изменять.

Дети называют предложения. Одно из предложений учитель предлагает записать в тетрадь.

Учитель: Запишем предложение. Для лесных обитателей глубокий снег и морозные дни – настоящая беда.

Учитель: Объясните написание орфограмм.

Ответы детей.

Для лесных (лес) обитателей (обитель) глубокий снег (снега) и морозные (словарь) дни – настоящая (стоя) беда (беды).

Учитель: Расскажите, что вы знаете о безударных гласных в корне слова?.Как их нужно проверять?

Ответы детей.

Учитель: Расскажите, что вы знаете о звонких и глухих согласных в корне слова. Как их нужно проверять?

Ответы детей.

V. Задание дяди Федора

Учитель: Восстановите предложение.

На доске: метель, замела, снегом, дорожки, белая.

Дети составляют предложение. Белая метель замела дорожки снегом.

Учитель: Объясните написание всех орфограмм в словах.

Дети объясняют. Белая метель (мётлы) замела (замёл) дорожки (дорожек) снегом.

Учитель: Вставьте нужные слова по смыслу.

На доске:

Тихо- тихо… идёт (снег),
Белый … мохнатый (снег)
Мы расчистим … и … (лёд) и (снег)
Во дворе лопатой.

Учитель: Выпишите в два столбика слова: с безударными гласными в корне слова – в левый столбик; глухими и звонкими согласными – в правый столбик.

Ученик работает у доски. Проверка.

Мохнатый

 

снег

Во дворе

 

лёд

Учитель: Допишите по два своих слова в каждый столбик.

Учитель: Что общего между двумя правилами?

Дети: Учат писать корень.

Учитель: Чем различаются?

Дети: Проверочными словами.

VI. Итог урока

Учитель: Каким у нас получился урок?

Дети: Интересным, радостным, творческим

Учитель: Кто сегодня был самым активным?

Дети: Все работали активно.

Учитель: Вам понравился урок?

Дети: Да.

Учитель: Спасибо. Я рада.

V. Домашнее задание

Упражнение №287.

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться