Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Петр I и его реформы. Окружающий мир. 4 класс. Разработка урока

УМК Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

I. Познавательные:

  • Познакомить с личностью Петра I и его реформами.
  • Осмысление значения петровских реформ для истории России.

II. Развивающие:

  1. Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  • анализ при выделении особенностей;
  • синтез при формулировке вывода.
  1. Развитие самостоятельности при организации работы в группах.
  • Развитие умения работать с дополнительной литературой, аргументировать свою точку зрения.

III. Воспитательные:

  1. Воспитание познавательного интереса.
  2. Воспитание умения общаться:
    • учитель – ученик
    • ученик – ученик
  3. Воспитание коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. Изучить личность Петра I и его реформы.
  2. Учить детей работать в группе.
  3. Осмыслить значение реформ Петра I

Использованные источники:

  1. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учителя, 4 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
  2. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. 4 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
  3. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для ученика, 4 класс. Москва «Дрофа», 2007г.

Ход урока

(Дети рассаживаются по группам, получается 5групп по 6 человек.)

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

2. Проверка домашнего задания

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

– Московское государство.

– Сейчас я проверю как вы запомнили данную тему. Для этого вам нужно отгадать кроссворд, который находится у вас на столе. На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты, после чего мы его проверим.

(У двух групп кроссворды одинаковые).

Кроссворд:

Группа №1

  • Кто возглавлял русское государство в 17 веке?
  • Кто напечатал первый русский букварь?
  • Книга, написанная 500 лет назад (энциклопедия русского домашнего быта).
  • Династия царей, правившая Россией более 300 лет.
  • «Служилые люди», получавшие землю за военную или иную службу царю.
  • Тонкие гибкие прутья, ими наказывали нерадивых учеников.

Группа №2

  • Тонкие гибкие прутья, ими наказывали нерадивых учеников.
  • Фамилия человека, возглавившего войско народного ополчения.
  • Предмет, которым писали в 17 веке.
  • Сословие, получали землю по наследству.
  • Большая светлая комната, в ней принимали гостей, шили, пряли.
  • Династия царей, правившая Россией более 300 лет.

Группа №3

  • «Служилые люди», получавшие землю за военную или иную службу царю.
  • Кто напечатал первый русский букварь?
  • Тонкие гибкие прутья, ими наказывали нерадивых учеников.
  • Книга, стоившая 1 копейку.
  • Большая светлая комната, в ней принимали гостей, шили, пряли.
  • Книга, написанная 500 лет назад (энциклопедия русского домашнего быта).

(Учитель подходит к группам и консультирует).

– Время, на выполнение задания у вас закончилось.

– Первая группа – какое ключевое слово у вас получилось? (император)

– В какой группе получилось данное слово?

(Слово выводится на экран.)

– Вторая группа – какое слово получилось у вас? (реформатор)

– В какой группе это тоже ключевое слово?

(Слово выводится на экран.)

– Третья группа – а у вас какое ключевое слово? (великий)

(Слово выводится на экран.)

– Как вы понимаете значение этих слов?

(Выслушиваем мнения детей.)

– Все эти слова можно применить к одному человеку

(На экране появляется портрет Петра I.)

3. Постановка учебной проблемы

– Сегодня на уроке мы должны выяснить: почему Петра I считают императором, реформатором, великим?

4. Групповая работа (15-20 минут)

– Ребята, у вас на столе лежат тексты, иллюстрации и большой лист (формат А2).

– Прочитайте текст и выделите главное. Подготовьте сообщение о прочитанном, в этом вам помогут иллюстрации, которые вы приклеите на большой лист.

(Во время работы учитель подходит к каждой группе и консультирует.)

(Тексты в приложении.)

  1. Жизнь Петра I.
  2. Реформы Петра I в армии и на флоте.
  3. Реформы Петра I в области культуры, образования.
  4. Реформы Петра I в управлении государством.
  5. Санкт-Петербург – город Петра.

5. Выступления детей

На доску вывешивается большой лист с иллюстрациями, от каждой группы выступает докладчик (2мин.).

Вопросы всему классу задаёт учитель после выступления каждой группы.

  • Чем Пётр I отличается от других царей?
  • Какие изменения произошли в культурной жизни?
  • Почему Пётр I стал называться императором?
  • Какие военные реформы произошли?
  • Чем знаменит город Санкт-Петербург?

В результате выступлений на доске висят 5 листов с иллюстрациями.

6. Решение проблемы

– Ребята, на какой вопрос мы искали ответ?

– Почему Петра I считают императором, реформатором, великим.

– Почему он император?

– Была создана империя и Сенат провозгласил Петра I императором.

– Реформа – это преобразования. Почему Петра I считают реформатором?

(Опираясь на иллюстрации, дети рассказывают об изменениях в государстве, культуре, образовании, армии, флоте…)

(На экране слайд: преобразования Петра.)

– Почему Петра I называют Великим?

(На экране слайд: значение реформ Петра Великого.)

7. Подведение итогов

(На экране слайд с портретом ПетраI и словами А.С.Пушкина.)

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»

– Это стихи А.С.Пушкина. Он восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нём «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремёсел и специальностей: инженер, плотник, кузнец, токарь, шил одежду, обувь…

– В память о нем, о его делах в Санкт-Петербурге был установлен памятник Петру I.

(На экране слайд: памятник Петру I.)

– Благодаря преобразованиям Петра Великого возросла мощь государства, российские порядки стали сближаться с порядками европейских стран.

8. Домашнее задание

– Наш урок подошёл к концу. Вы познакомились с жизнью первого императора России. Я вам предлагаю продолжить рассмотрение темы дома.

– Прочитайте параграф учебника и желающие могут приготовить сообщение о Петре I.

  • Петр I и его реформы. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока

  • Петр I и его реформы. Окружающий мир. 4 класс. Приложение

  • Петр I и его реформы. Окружающий мир. 4 класс. Презентация

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться