Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Песня и оперная ария. 1 класс. Методическая разработка урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Пояснительная записка

На уроках в первом классе (программа В. О. Усачева, В. А. Школяр) учитель и дети имеют возможность изучать музыкальное искусство на философском уровне. Музыка отражает жизнь. В музыке жизнь выражена в художественных образах.

«Познание музыки осуществляется как самостоятельная деятельность учащихся по выявлению того, как реальное, приобретающее в нашем восприятии и отношении к нему черты привычности, повседневности, обыденности, становится художественным (фактически речь идет о воспитании поэтического сознания)» – (Усачева, Школяр «Методическое пособие» 1 класс).

Используя методологию авторов программы, учитель создаёт возможность для творческой самореализации своих подопечных. Творчество детей становится осмысленным и предметно-конкретным. Весь процесс погружения в искусство выглядит как совместная деятельность учителя и детей по «приближению к истине и выражению её музыкально-художественными средствами».

Концептуальный подход, принципы и методы выводят на педагогическую технологию развивающего музыкального образования. Дети проживают процесс выведения знаний. Учитель ставит задачу раскрыть школьникам музыку в её целостности на уровне её атрибутов – содержание, форма, язык.

Если ассоциативность, воображение направить в нужное русло, то можно получить эффективную технологию музыкального развития в самом ребёнке. Развитие личности и подлинная, в своей человеческой сущности, позиция ребенка складывается тогда, когда её становление связывается с вхождением в сферу серьёзных эмоционально-интеллектуальных отношений.

Проблема не имеет точного ответа, потому что она прежде всего отражает суть исследуемого явления на философском уровне.

Проблематизация в данной программе – перевод музыкального образования на философско-эстетический уровень.

В первом классе первые уроки ставят ребёнка в позицию ученика. Последующие – в позицию творца (артиста, музыканта, художника).

Уроки должны быть возвышенными, духовными и нравственными.

На уроках рассматриваются проблемы, как глобального масштаба, так и частного характера.

В методических пособиях даны примерные поурочные разработки. Учитель вправе вносить изменения, дополнения, проводить уроки в другой логике. Главное – творчество учителя.

«Лейтмотивом каждого урока должен стать поиск музыки и красоты».

Главные разделы планирования музыкального материала в 1 классе:

  • «Образ музыки».
  • «Музыкальное содержание».
  • «Многообразие жанров и форм».
  • «Язык музыки».

Во втором полугодии представлен раздел «Фомы бытования музыки».

Форма – это красота, соразмерность.

Как рождается музыкальная форма? Пусть дети ищут ответ на эту проблему.

Разучивая песни и говоря о куплетной форме, отмечаем, что «выращивание», развертывание песен строится на повторах. Мелодии не длинные, лаконичные, очень законченные. Они легко запоминаются и доступны широкому кругу исполнителей (массовый жанр). В крупных формах мелодии развиваются «бесконечно», как непрерывающийся рассказ о чем-то важном (чувстве, мысли, настроении, явлении). Эту музыку не может исполнить каждый, а только профессиональный певец, исполнитель.

Основная идея раздела «Формы бытования музыки» заключается в том, что многообразность отражения всего мира в музыке получает конкретизацию в многообразии жанров и форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония и так далее.

Раздел: «Формы бытования музыки».

Тема: «Песня и оперная ария».

Цель: формировать представление о том, в какой форме бытуют песни и оперные произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия поиска форм бытования музыки;
  • продолжить знакомство с музыкальным жанром «опера»».

Развивающие:

  • создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара ребенка;
  • моделировать в творческом процессе музыкальные образы ночи;
  • формировать ассоциативно-образное мышление на основе лучших образцов музыки и живописи.

Воспитательные:

  • формировать интерес к музыкальному творчеству, к оперному искусству;

Коммуникативные:

  • Создать условия для того, чтобы учащихся получили возможность чувствовать свою сопричастность к музыкальному творчеству.

Предполагаемый результат:

  • учащиеся получат возможность общения с лучшими образцами народной и концертно-академической музыки для формирования своей музыкальной культуры;
  • получат возможность находить связи между художественными образами музыки и образами изобразительного искусства;
  • научатся определять звучание колыбельной песни и оперной музыки;
  • получат коммуникативные навыки совместной работы.

Тип урока: комбинированный.

Форма: сотворчество: учитель – ученик.

На уроке предполагается использование метода моделирования художественного процесса; методы стимулирования интереса к учению через создание эмоциональных ситуаций.

Музыкальный материал

  • Колыбельные р. н. п.
  • Колыбельная автор В. О. Усачёва
  • Ария из оперы Моцарта «Царица ночи»
  • Хор из оперы «Откуда приятный и нежный тот звон».

Оборудование:

  • фортепиано;
  • простейшие музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • музыкальный центр.

Нотное приложение:

  • Моцарт. «Откуда приятный и нежный тот звон».
  • Колыбельная В. Усачевой

Фонохрестоматия 1 класс. Диски CD

  • Ария царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»

Репродукции картин: Андрей Клименко «Царица Ночи»

Ход урока

Учитель

Добрый день, ребята.

Путешествуя по музыкальной планете, мы узнали, что музыка может нас радовать и волновать, печалить и тревожить. Музыка обладает огромной силой.

У меня в руках колокольчики. Представьте, что они волшебные. Вместе с ними мы сейчас попадём в оперу Моцарта «Волшебная флейта».

Какое звучание у колокольчиков? Как может откликнуться наше сердце, услышав
их звон?

Дети звонят в колокольчики и размышляют:

– Колокольчики звучат тоненько, прозрачно.

– Кажется, что сейчас откроется какая-то тайна, произойдёт какое-то волшебство.

Учитель создает условия для разучивания фрагмента песни из оперы Ф. А. Моцарта «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон».

Прочтя строки текста, учитель предлагает ответить на вопросы:

  • Как должна звучать песня?
  • Какое в ней настроение может быть?
  • Какие музыкальные инструменты помогут создать это настроение?

Откуда приятный и нежный тот звон:
Тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля.тра-ля-ля-ля.
Такого и прежде нигде неслыхыл:
Тра-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

Ответы:

Наверно, звучание негромкое, радостное, подвижное.

Дети выбирают звенящие простейшие музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны.

Разучивание песни по фразам. Работа над дыханием, силой звука, темпом, образом.

Учитель подводит к мысли, что этот фрагмент звучит просто, схож с песнями малой формы. Затем создает условия для слушания фрагмента оперы «Откуда приятный и нежный тот звон».

Слушание сцены и хора из оперы «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон».

После прослушивания учащиеся делают вывод, что музыка усложнилась. В ней много мелодий; слышны голоса и хора, и солистов.

Учитель

Вы правы: сложная, значит, сложена из многого.

В опере много героев. Один из них Царица ночи.

Какими звучаниями можно нарисовать её портрет, её образ?

Будем размышлять.

Дети

Царица может быть важная, в красивом наряде, может, украшенном звездами.

Учитель

Какой инструмент передаст мерцание звезд?

Дети выбирают треугольники, верхний регистр синтезатора и т. п.

Учитель

Послушаем арию Царицы ночи. Какой мы представим Царицу?

Учитель создает условия для восприятия музыки. Напоминает о том, как слушают музыку в театре.

Слушание арии Царицы ночи из оперы « Волшебная флейта».

Ответы

В арии царица Ночи, словно, сердится, звуки громкие, высокие, властные.

Учитель

Действительно, в этой арии Царица ночи властная, неистовая. Горы сотрясаются и раздвигаются, когда появляется сама Царица ночи. Ария Царицы устрашающая. Посмотрите, как выглядит этот фрагмент на сцене.

А вот мелодия наполнена обилием разных украшений? Почему? Что передают эти яркие, высокие переливчатые интонации?

Дети

Может, звездное небо, сияние месяца, украшения в короне и платье?

Учитель

Сравните образ Царицы на сцене и в картине художника. Что общего и в чём различие?

Сцена из оперы «Волшебная флейта»

Репродукция картины Андрея Клименко «Царица ночи»

Сцена из оперы «Волшебная флейта»

Репродукция картины Андрея Клименко «Царица ночи»

Дети

На сцене Царица гневная, звучания резкие.

На картине царица таинственная, загадочная. Звучания тихие, плавные, мягкие…

Учитель

Дома попробуйте нарисовать Царицу ночи.

Вспомните, какие песни могут звучать в ночи, в вечерние часы. Назовите жанры, названия, интонации.

Дети вспоминают колыбельные песни и их звучание.

Как вы думаете, можно на двух нотках создать колыбельную песню?

Учитель создаёт условия для создания, исполнения колыбельных песен.

Ученики на фортепиано подбирают две ноты. Одну – выше, другую – ниже.

Затем запевают под эти звуки: «Баю, баю, засыпаю».

Учитель

Вспомним русскую народную колыбельную.

Учитель создаёт возможность для эмоционального исполнение колыбельной песни.

Учитель

А можно ли назвать её колыбельной вот это музыкальное произведение?

Учитель создает условия для внимательного прослушивания музыки без слов «Баю-бай» из цикла «Заигрывай» Усачёвой и определения формы.

Дети

Музыка похожа на колыбельную песню.

Тихая, плавная.

Звучит неторопливо. Форма малая.

(Рефлексия)

Учитель.

У каждого музыкального произведения есть свой наряд, своя форма. Крупная и малая. Сложная и простая. Сложная – сложена из много. Форма зависит от содержания.

Какая форма у колыбельной песни?

Дети

Малая форма, простая. В колыбельной песне много повторов, настроение почти не меняется.

Учитель

В какой музыке много героев, много разных настроений?

Дети

В опере, в балете. Там у каждого героя своя музыка, своя песня, своя тема. Их мелодии трудно пропеть.

На следующем уроке проверка домашнего задания. Рисунки детей с изображением Царицы ночи.

Рис. Ивановой Алёны

Рис. Раконцевой Виктории

Рис. Федорова Владимира

Рис. Кислицкой Насти

Рис. Ивановой Алёны

1 класс

Рис. Раконцевой Виктории

1 класс

Рис. ученика 1 класса

Федорова Владимира

Рис. Ученицы 1 класса

Кислицкой Насти


Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x