Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Песни народов мира. 5 класс. Конспект урока

УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак по музыке для 5 класса.

Цель урока: понять, что объединяет песни разных народов

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры читателя, слушателя, собеседника, зрителя;
  • формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции

  • дать представление о жанрах в музыке (песня, песня без слов)
  • знакомство с творчеством зарубежных композиторов (Густав Малер, Феликс Мендельсон–Бартольди)
  • определение роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа
  • дать представление о музыкальной культуре разных народов
  • способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности

Информационная компетенция

  • находить главные идеи в текстовом материале
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами
  • создавать условия для краткой записи материала

Социальная компетенция

  • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке

Коммуникативная компетенция

  • развивать диалогическую и монологическую речь

Личностная компетенция

  • создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
  • направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»: композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры, стили музыки, экскурсии, анимации, хронология, словарь терминов, викторины)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве

Учитель: Свои песни есть у каждого народа.

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки». Раздел «словарь»: «Песня»

Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью.

Отличают народную песню и авторскую (профессиональную).

Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?

(Найдите развёрнутые ответы на странице 62 нашего помощника – учебника «Музыка»)

Ученик: Родная песня выражает характер и обычаи народа.

Ученик: Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.

Учитель: Познакомимся с нотным примером № 13, С. 62 учебника.

Изучение нотно-графической записи песни «Висла»

Нотно-графическая запись песни «Висла»

Учитель исполняет песню, обучающиеся дирижируют («легато»: мягкое поглаживание, «переливы воды»).

Иллюстративный материал, С. 63

Учитель: Река спокойно несёт свои воды. Свет и тень на воде как переливы волн, её интонации.

Картина

Слушание: польская народная песня «Висла»: CD

Учитель.: Что вы представляете, слушая польскую народную песню «Висла»? (Ответ подскажет учебник «Музыка» на С.62)

Ученик: Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.

Ученик: В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.

Вокальное исполнение польской народной песни «Висла»

(учебник «Музыка», С 62)

Запись в тетради по музыке: В песне пастушка – любовь к своей родине.

Учитель: Народные песни всегда привлекали композиторов разных стран. В творчестве каких композиторов народная песня «находит» свою вторую жизнь? (Ответ – на страницах учебника)

Ученик: Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского, Чайковского мы находим раздолье и очарование родного края, обычаи и характеры людей, так же находим мы всё это в музыке Шуберта, Малера, Грига.

Учитель: Как композиторы собирали народные песни?

Ученик: Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию.

Ученик: Записанные им песни затем аранжировались, из них составлялись сборники.

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки». Раздел: «поиск: Аранжировка»

Переложение, аранжировка (от фр. «обрабатывать) – переработка музыкального произведения, написанного для определённых голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами, например переложение симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной песни или облегчённая обработка музыкального произведения для исполнения на том же инструменте.

Учитель: Один из наиболее известных сборников – «Волшебный рог мальчика» был создан в начале XIX века. Что написал немецкий поэт Генрих Гейне об этом сборнике?

(На С. 63 учебник «Музыка» подскажет ответ)

Ученик: Эта книга содержит прелестнейшие цветы немецкой души, и тот, кто хочет познакомиться с немецким народом с лучшей его стороны, пусть прочтёт эти народные песни».

Учитель:Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого вдохновил сборник немецкой поэзии был Густав Малер.

Запись в тетради:

Густав Малер. Цикл песен «Волшебный рог мальчика». «Похвала знатока»

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки». Раздел: «поиск: Малер Густав»

Густав Малер

Биография: Малер Густав (1860-1911) родился в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Рано проявилось музыкальное дарование Малера, в 10 лет он уже дал первый публичный концерт как пианист. В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы.

Чтение текста песни «Похвала знатока» по ролям: автор, соловей, кукушка, осёл.

Текст: С. 64: учебник «Музыка»

В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?

Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас»,-
осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»

Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что – то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»

Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:

«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»

Учитель: Что положено в основу песни?

(Помощь на С.65 учебника «Музыка»)

Ученик: В основу песни положено шуточное стихотворение столь поучительное, что по характеру напоминает басню.

Учитель: О чём говорится в содержании песни?

Ученик: В нем говорится о состязании двух лесных певцов: соловья и кукушки. Их спор о том, кто из них лучше поёт, было предложено разрешить ослу.

Соловей. Осел. Кукушка

Знакомство с нотным примером № 14; С.64.

Рассмотреть партитуру записи песни: учитель играет – ученики слушают.

Ноты

Знакомство с нотным примером № 15; С. 65.

Партитура: запись партии соловья, кукушки, осла.

Учитель играет интонации героев - ученики изобразительно показывают движение интонации рукой.

Похвала знатока

Учитель: Что использует Густав Малер для создания образа в музыке?

(С.65, Учебник поможет выстроить развёрнутые предложения)

Ученик: Малер использует приём звукоподражания, придающий музыке весёлый и задорный характер.

Учитель: Почему следует обратить внимание в песне на музыкальное сопровождение?

Ученик: Именно в нём содержатся звукоподражательные интонации, передающие голоса соловья и кукушки.

Слушание: Густав Малер «Похвала знатока» из цикла «Волшебный рог мальчика»

Запись в тетради по музыке: Песня (басня) воспитывает человека.

Учитель: Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке многое. В мелодии, ритме, динамике содержится огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без слов.

Учитель: Рассмотрим иллюстрацию (С.66, учебник «Музыка»)

Картина

Учитель: Стихотворение Н. Брауна передаёт то многообразие чувств и состояний, котороё способна выразить музыка. Какие интонации помогает «услышать» сюжет, изображённый на С. 66? Найдите ответ в стихотворении Н. Браун «Песня без слов».

Ученик:

Ни слова… И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.

Ученик:

То чудом рожденные трели
То лепет ручья по утру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в бору.

Ученик:

То ветра порыв. То суровый
Грозы нарастающий звук.
И рушится ливень. И снова –
В ромашках сверкающий луг.

Ученик:

Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца…
И всё это – песня о счастье,
Которой не будет конца.

Учитель: Что передаёт стихотворение Николая Брауна «Песня без слов»?

(Ответ звучит на С.67 учебника «Музыка»)

Ученик: Стихотворение передаёт многообразие чувств и состояний, которое способна выразить музыка.

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки». Раздел: «поиск: Мендельсон-Бартольди Феликс»

Феликс Мендельсон–Бартольди

Биография: Родился в Гамбурге (Германия). Сын банкира. С детства Мендельсон проявлял незаурядные музыкальные способности. В 15 лет в доме Мендельсонов уже исполнялись его первые сценические произведения. Семнадцати лет написал музыку к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». С занятиями в области композиции и фортепианной игры Мендельсон изучал в Берлинском университете филологию. Закончив университет, отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия). Мендельсон – представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта его произведений – простота и ясность по форме, особая мелодичность. Заслугой Мендельсона явилось и то, что он разыскал многие произведения И.С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.

Нотный № 16, С. 67: Учебник «Музыка»

Ноты

Запись в тетради: Ф. Мендельсон. фортепианный цикл «Песни без слов»

Учитель: В цикле представлены разные песни. Каждая из них выражает какое-нибудь настроение – то торжественное (гимн), то нежное (напев), то бурное (порыв).

Слушание музыки: CD. Ф. Мендельсон, «Песня без слов № 14»

Учитель: Как вы считаете, почему Песня без слов всё-таки называется песней?

(Ответ на С. 67 учебника «Музыка»)

Ученик: Е музыка мелодична, певуча, отличается широким дыханием. Её так хочется запеть. А ведь это чисто инструментальное произведение.

Учитель: Как вы думаете: «Почему инструментальная пьеса получила название «Песня без слов»?

Ученик: Благодаря своей певучей мелодии пьеса и получила своё название «Песня без слов».

Запись в тетради по музыке. Песня передаёт многообразие чувств, состояний.

3. Вывод: (запись в тетради)

Песня выражает характер и обычаи народа.

4. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С.8)

Вопрос № 2: «Как ты думаешь, почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь?

Выступить в роли музыкального журналиста:

  1. задать вопрос своим друзьям, родным;
  2. выслушать их ответы;
  3. записать ответы в Дневник музыкальных наблюдений.

5. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений

С.31 «Мы дружим с музыкой» (Й. Гайдн. Обработка Т.Кичак, русский текст П.Синявского)

С. 34 «Если другом стала песня» (Стихи Е. Румянцева, муз. Ю. Тугаринова)

Источники:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
  2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
  3. И. Барсова Проблемы формы в ранних симфониях Густава Малера // Вопросы музыкальной формы (Сборник статей под редакцией Вл. Протопопова) Выпуск №2 Издательство «Музыка».- Москва: 1972.- С. 202
  4. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск III. Издательство «Музыка» -М.: 1974.- С.310
  5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007,-С.8.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).
  6. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно-методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4
  7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- С.482
  8. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка».- М.: 1978,-С. 96
  9. УМК «Музыка. 5 класс» по программе В.В. Алеева:
  • Науменко, Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 190
  • Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2CD
  • Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010
  • Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа
  1. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5
  • Песни народов мира. 5 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться