Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Открытия русских путешественников. География. 5 класс. Конспект урока

УМК «География. Начальный курс. 5 класс»И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации  средствами частично – поискового метода.

Цели по содержанию:

а) образовательная: способствовать  ознакомлению с важным этапом в истории географических открытий

б) развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа  и текстом учебника, дополнительной литературой

в) воспитательная: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся

Методы:  частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, портреты путешественников

Использованные источники: http://www.stihi.ru, http://www.rgo.ru

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

– Учитель зачитывать стихотворение и задает классу вопрос: определите, какой период в истории географических открытий Земли описан? Какие строки подтверждают вашу мысль?

О Великих Географических открытиях

Сергей Парыгин

Корабли бороздят океаны
Взад-вперед, в каждом месте Земли.
В Заполярье и в жаркие страны
Свой маршрут проложили они.
В наше время достигнуто это,
А четыре столетья назад
Люди тщетно искали ответа,
Где находится рай, а где – ад.

И на подвиг спешили фанаты
(индульгенции были в ходу).
И скрипели на реях канаты,
Превращая легенду в мечту.
И напутствовал их Римский Папа –
Люди тихо внимали ему –
Привезли чтоб из Индии злата,
Чтоб наполнить пустую казну.

Суетились купцы и дворяне,
Комплектуя свои корабли:
Становились порой моряками
Даже герцоги и короли.
На людей нету хуже пародий –
Не сыскать, сколько их не ищи, –
Чем великое бегство народов
На блестящие точки Земли.

Позабыв и Христа и Иуду,
Дальше всех Папу Римского шлют:
Эльдорадо придумали люди.
И плывут, и плывут, и плывут.

И плывут корабли в океане,
Вдалеке от родных берегов.
То плывут они в жаркие страны
Или в вечное царство снегов.
По торосам и горным отрогам,
Где и летом не каждый пройдет,
Среди льдов прорубая дорогу,
Что есть сил день и ночь напролет.

Люди золото ищут упорно,
В тесноте и в обиде живут.
И с каким-то упрямым напором
Все плывут, и плывут, и плывут.

– Учитель читает вопросы географического диктанта, дети пишут в тетради ответы.

  1. Кто впервые совершил кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
  2. Кто открыл Тихий океан? (Ф. Магеллан)
  3. Кто и когда открыл Новый Свет? (Х. Колумб, 1492)
  4. Он открыл и исследовал восточные берега Австралии (Дж. Кук)
  5. Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду? (М.П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен)

Один ученик отвечает, другие осуществляют взаимопроверку в парах.

2. Актуализация знаний

Обучающиеся отвечают на вопросы перед параграфом 7 (страница 35) и подходят к формулировке темы урока,  определяют цель урока записывая её в тетрадь. Желающие озвучивают классу.

3. Изучение нового материала

Вопрос 1.  Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

Задание учащимся: прочитать пункт 1 параграфа и составить развернутый план.

Далее рассматривается путешествие А. Никитина. Обучающиеся выполняли опережающее задание по подготовке  сообщений, используя компьютерную презентацию, представляют материал, а остальные учащиеся,  прослушивая, заполняют таблицу 1 на странице 19.

Вопрос учителя: За какие 3 моря ходил А. Никитин? Как они назывались в древности?

Рассматриваем путешествия С. Дежнева, В. Беринга прослушивая сообщения и заполняя таблицу.

Обучающиеся делают вывод, отвечая на вопросы:

  • Каков вклад С. Дежнева  в географическую науку? Какие географические объекты носят его имя?
  • В чем заслуга В. Беринга? Какие географические объекты носят его имя?

Работа с учебником стр. 36 рис. 30 изучаем маршруты русских землепроходцев в 17 веке. Обучающиеся отвечают на вопросы и комментируют маршруты путешествий.

4. Закрепление нового материала

Обучающиеся возвращаются к цели урока.

Учитель задает вопрос: Кто достиг цели? Кому что-то не удалось? Каковы причины?

5. Первичная проверка знаний

Обучающиеся выполняют задание на странице 19 №3,4 рабочей тетради.

Далее осуществляют самопроверку, используя для этого учебник..

6. Домашнее задание

Параграф 7, на выбор: стр.20 №5 рабочая тетрадь или составить кроссворд « Великие путешественники».

  • Открытия русских путешественников. География. 5 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться