Ребенок XXI века во многом иной: более свободный, непосредственный, самостоятельный. В то же время специалисты отмечают снижение речевых навыков: маленький словарный запас, трудности связной речи (не спонтанной), низкая культура общения, не говоря о звуковом аспекте речи (произношении). Важно понимать главное — личностное развитие ребенка формируется через речь. На уровень речевого развития дошкольников влияет начитанность, владение пословицами, поговорками, загадками, обладание коммуникативными компетенциями и т.д.

Смотреть вебинары по дошкольному образованию

Овладение языком — это активный творческий процесс, который организуют взрослые. Сам ребенок готов к коммуникации с младенческого возраста, а его окружение? Первый пример для подражания у ребенка — это речь матери, не меньше влияния на ребенка оказывает речь педагога детского сада. Поэтому, конечно, речевая культура педагогов должна быть на очень высоком уровне. Но что мы видим сегодня? Результаты исследований, проведенных ИРО, показывают, что уровень речи современных педагогов хромает: лексический запас невелик, грамматические конструкции простые, выразительность (темп, дикция, плавность, интонирование) оставляет желать лучшего.

В связи с этим, предпочтительны комплексные задания, когда в одной теме интегрируются разные развивающие задачи: если детям интересен вид деятельности, они не замечают, как обучаются. Это, как известно, происходит через игру. Здесь могут помочь инсценировки, театрализованные представления, ведь совместная деятельность взрослого и детей — одна из организационных моделей осуществления образовательной деятельности по ФГОС  ДО. Второй немаловажный вид деятельности — самостоятельная работа, но она не возникнет, если не было опыта первой.

Материал подготовлен на основе вебинара «Развитие речи современных дошкольников. Новому поколению — новые образовательные маршруты». Смотреть запись вебинара

Людмила Кожурина


В помощь специалисту дошкольного образования

Программа ТропинкиУМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

Развитие речиЗадания, содержащиеся в пособии «Развитие речи», позволяют развить лексическую сторону речи дошкольника: закрепляют представление о многозначных словах и омонимах; тренируют в подборе синонимов, в составлении предложений и связных рассказов. Упражнения способствую развитию чувства языка, пробуждают интерес к слову, желание рассказывать, слушать, читать, что является необходимым условием умственного развития ребенка и развития культуры речи в целом.

Смотреть каталог продукции