Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Орнамент в народном искусстве. Русская изба. 4 класс. Конспект урока

4 класс

Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной.

Основные цели и задачи урока.

  1. Способствоавть формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища.
  2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
  3. Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
  4. Закреплять навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

План  урока.

  1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания. (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
  2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента.
  3. Выполнение знаков-оберегов.
  4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян.     (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
  5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках. (музыка группы «Коляда»).
  6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник».

Ход урока

1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания

(Cлайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).

С давних времён люди защищали себя и своё жилище от злых сил. Знаки защиты, поддержки наносились на одежду, на утварь, на оружие, на жилище.

Эти знаки называются обереги.

– Как вы думаете, почему они так называются?

* Варианты ответов.

– Считалось, что обереги  в бою стрелу отведут, от недоброго глаза спасут, помогут от страхов в пути…

В иллюстрациях русских народных сказок, в музее, в кино вы видели русский народный костюм. У женщин он состоит из головного убора (их обязательно носили замужние женщины), рубахи, сарафана или юбки-панёвы. У мужчин это рубаха, обязательно с кушаком (поясом) и штаны. Разноцветные красивые узоры, покрывают сарафаны, рубашки. Слайд

– Где располагаются узоры-обереги?  По вороту, на манжетах рукавов, по низу юбки, рубахи.

– Какие цвета для украшения – защиты используются в орнаментах на одежде?

* Варианты ответов.

Слайд с изображением рушника.

– Кто знает как называются эти полотенца?

* Рушник.

– Откуда такое название?

* Варианты ответов.

– Обратите внимание на то, что посередине рушник не вышивался. Как вы думаете почему?

* Варианты ответов.

– Середина обязательно пустая – что бы жизненная дорога была лёгкой и просторной. Ещё говорят, что через эту белую середину Божий свет и сила проходит.

2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента

Слайды 4– 9.

3. Выполнение знаков-оберегов

На заготовках из картона, используя таблицы знаков, учащиеся  маркерами красного цвета самостоятельно составляют свой знак-оберег (5 мин.)

4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян

(Слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).

– Как выглядел традиционный русский дом? Из какого материала он строился?

Работа по слайдам 10-18.

Русь была страна лесная, поэтому лес являлся основным строительным материалом – строили из леса, из брѐвен. Рубили лес топором. Строили в старину без гвоздей, особым способом укладывая брѐвно к бревну. Такая постройка называлась «сруб» (т.е. срубленная топором). После этого прорезали окна, ставили крышу и получался дом, который назывался «изба».

Деревянными были как деревенские дома, так и городские.

Сегодня мы с вами рассмотрим, как выглядел снаружи традиционный деревенский дом.

К дому всегда относились с уважением и любовью. Когда постройка была готова, её обязательно украшали деревянной резьбой. И хотя мотивы резных украшений были похожи, невозможно было найти ни одной одинаковой избы.

Орнаментами украшали избу и с наружи и внутри. Все проёмы в доме, через которые могла проникнуть «нечисть» – окна, двери, дымоходные трубы.

Что означали узоры? В древности это были не просто узоры, а знаки-обереги, охраняющие дом и всех живущих в нём от злых сил и болезней.

Перед вами изображение фасада избы, то есть той части, что выходит на улицу. Слово «фасад» означает «лицо», то есть перед вами «лицо» избы. На лице прежде всего выделяются глаза, а на избе – окна. Окна – это «глаза» избы. Неслучайно слово «окно» происходит от слова «очи», то есть «глаза».

Окна закрываются ставнями и украшаются наличниками – так называется декоративный элемент, расположенный сверху и снизу, а порой и вокруг всего окна. Слово «наличник» означает «на лице».

Теперь обратимся к верхней части избы. Она символизирует «лоб», или, как говорили в старину, «чело». Неслучайно резные доски, расположенные под крышей, называются «причелины» («прилобные» доски). А доска, разделяющая верхнюю и нижнюю части фасада, носит название «лобовой» доски.

Из-под причелин спускаются «полотенца» – длинные вертикальные досочки, действительно похожие на расшитые узорами рушники.

На полотенцах мы видим круги и розетки  – символическое изображение солнца. Без солнца нет жизни, без солнца не растает снег и не придет весна. Это очень важный, чуть ли не самый главный по значимости символ. Лучи у солнца могут быть как прямые, так и закрученные по кругу – так изображали «бегущее по небу» солнце. Солнце никогда не останавливается, оно всегда в пути.

Венчающий крышу «конѐк» тоже является символом солнца. В древности люди представляли себе солнце, катящееся по небу на колеснице, запряженной конями. Оттуда же, из глубины веков, пришло к нам выражение «конь-огонь».

 Зигзагообразные линии на причелинах символизируют небо, «хляби небесные», то есть тучи с дождем, с водой, которая так необходима посевам и всему живому.

На ставнях мы видим ромбы – это знаки земли, поля.

На лобовой доске часто изображались растения, либо мифологические животные.

5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках

(Музыка группы «Коляда»).

Слайд 17.

6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник»

Учащиеся выставляют свои мольберты в ряд. Выставка вернисаж «Деревенская улица. Предлагается учащимся самим проанализировать выполненные работы.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие художественные материалы использовали для выполнения заданий?

– Какие знаки-обереги вы использовали для оформления фасада избы?

– Какие впечатления вы получили от данной работы, урока?

– Спасибо вам за работу на уроке.

  • Орнамент в народном искусстве. Русская изба. 4 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться