Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Организация проведения фенологических осенних наблюдений. География. 5 класс. План-конспект урока

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум.

Практическая работа № 2. Организация проведения фенологических осенних наблюдений.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас «Люби и знай свой край», диск «Времена года», Полевой дневник (тетрадь в клетку 12 листов), фотоаппарат.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Мы опять в школе географа-следопыта, но теперь в другой роли: фенолога-наблюдателя.

– Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок?

– Называют тему урока.

 

 

– Как вы думаете, почему мы эту тему будем изучать именно сейчас?

Объясняют причины:

– На прошлом уроке были изучены причины смены времен года.

– Начало учебного года – начало наблюдений

– Сформулируйте цель нашего урока

Высказывают формулировки:

– Научиться вести фенологические наблюдения

Формулирование задач урока

Перечислите действия, которые нам нужно на уроке совершить, чтобы достигнуть поставленной цели

Перечисляют задачи:

  • Выяснить, что означает слово «фенология».
  • Составить план наблюдений.
  • Подготовить необходимый для наблюдений дневник.
  • Провести первое наблюдение

 

 

Создание мотивационной установки

Просмотрите видеофрагмент «Один год за 40 секунд» и назовите природные явления, которые вызвали изменения, продемонстрированные в фильме.

На прошлом уроке изучили причины смены времен года и астрономические их границы. Назовите их.

Совпадают ли даты наступления времен года с астрономическими, и по каким внешним признакам мы можем определить наступление определенного времени года? А существуют ли они?

Называют природные явления, вызванные сменой времен года в одной местности: таяние снега, появление листьев на деревьях, травы, прилет птиц, пожелтение листьев, листопад.

– Называют даты наступления астрономических времен года.

– Высказывают свои предположения

 

 

2. Процессуально-содержательный этап урока

Фенология как наука

Изучить содержание понятия «фенология» и определить фенологические признаки начала различных времен года

– Выделяют в тексте учебника необходимые данные на стр. 22.

– Заполняют таблицу в рабочей тетради стр. 12 (3 и 4 колонки)

 

 

Составление плана осенних фенологических наблюдений

Познакомиться с предлагаемым перечнем фенологических наблюдений и составить свой план наблюдений на осень.

– Читают текст с.р. 22-23 и выделяют и уточняют объекты наблюдения на осенний период.

– Перечисляют дополнительные признаки осени

 

 

Подготовка к фенологическим наблюдениям

Перенести в обычную рабочую тетрадь таблицу «Календарь природы» с. 22 учебника.

Изучить в атласе «Люби и знай свой край» с. 22-23
основные осенние явления природы и с связанный с ними труд людей.

Познакомиться с фенологическими описаниями в хрестоматии дальневосточной природы С.Д. Шлотгауэр «Времена года».

Просмотреть видеофрагмент диска «Времена года» и выделить основные признаки разных периодов осени

– Вычерчивают таблицу в Полевом дневнике (обычная тетрадь в клетку 12 листов).

– Выбирают фенологические сроки наступления осени, и проявление их в разные периоды осени.

– Выбирают фенологические описания в хрестоматии дальневосточной природы («Сентябрь - златоцвет» с. 131–154).

– Знакомятся с фрагментом фильма «Времена года»

 

 

Фиксация осенних наблюдений в полевом дневнике

Провести первые наблюдения (на пришкольном дворе) и сделайте первые записи в Полевом дневнике по результатам наблюдений

– Распределяются по группам по объектам наблюдения (погода, растения, животные, сельскохозяйственные объекты) и записывают результаты наблюдений

 

Фотографирование объектов для фотоальбома «Времена года»

3. Этап закрепления

Закрепление

1. Вопросы для беседы:

  • Кто такие фенологи?
  • Для чего нужны фенологические наблюдения?
  • Перечислите объекты фенологических наблюдений.
  • Какова последовательность действий по составлению плана наблюдений?

Отвечают на вопросы

 

 

– Почему в разных районах края разные показатели температуры воздуха

– Делают вывод о неравномерном нагреве земной поверхности из-за разного угла падения солнечных лучей

– Какие еще изменения происходят в природе с наступлением осени?

– Называют изменения в растительном мире, в мире животных, на водоемах, в жизни человека

 

2. Игра – «Узнай явление природы» «Фенологические проявления осени»

Прослушивают фрагменты стихотворений, художественных и музыкальных произведений и дают название описанных явлений

Описание красоты осени в стихах, художественных и музыкальных произведениях, народных приметах, пословицах и поговорках

 

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

Продолжи предложение «Чтобы научиться проводить фенологические наблюдения, мы …»

Познакомились с предметом изучения науки «фенология», выбрали объекты наблюдения, составили план наблюдений, подготовили таблицу фиксации наблюдений (обобщение проведенных действий)

 

 

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Радуга успеха»

Ребенок закрашивает клеточки, анализируя и оценивая свою работу на уроке

Анализ и оценка своего эмоционального состояния

 

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Выделить в тексте определение «фенология» и записать его в тетрадь

Провести наблюдения, найти информацию в дополнительных источниках

 

 

Дополнительное задание (по выбору)

Составить рассказ об осени (можно нарисовать картину, сделать аппликацию, написать стихотворение и пр.)

 

 

Оформление творческой работы

  • Организация проведения фенологических осенних наблюдений. География. 5 класс. План-конспект урока

  • Организация проведения фенологических осенних наблюдений. География. 5 класс. Радуга успеха

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться