Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Обучение дискуссии на уроках иностранного языка (на примере УМК для 5–11 классов «Французский язык» В. Н. Шацких и др.)

Выступление на тему «Обучение дискуссии на уроках иностранного языка (на примере УМК для 5–11 классов «Французский язык» В. Н. Шацких и др.)» прошло в «День учителя французского языка» на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017.

Эксперт: Вера Николаевна Шацких, кандидат педагогических наук, доцент

Ключевые вопросы: Как обучить детей свободному говорению на французском языке при помощи метода дискуссии, используя УМК ОИГ «ДРОФА-ВЕНТАНА» для 5-11 классов?

Суть: Дискуссия — это сложный вид общения, включающий целый комплекс речевых умений. В учебном процессе дискуссия особенно ценна: это задача, взывающая к актуальным для учащихся темам и способная мотивировать их к говорению. 

УМК по французскому языку ОИГ «ДРОФА-ВЕНТАНА» представляет собой полную линейку учебников, включая аудиоприложения, открытые для бесплатного скачивания в Интернете. Книгу для учителя и программу курса также можно скачать на сайте издательской группы. В ближайшее время планируется дополнить УМК рабочей тетрадью. Авторы учебников поставили перед собой задачу научить школьников свободно говорить на втором иностранном языке, и для этого призывают использовать метод дискуссии.

А что на практике?

Как эффективно проводить дискуссии на уроке французского?

1. Выбор подходящей темы. Она должна быть актуальной, проблемной и противоречивой, соответствовать дидактическим задачам, а ученики — быть психологически и эмоционально готовыми беседовать на заявленную тему. Чтобы предложить актуальные темы, авторы учебника опирались, с одной стороны, на результаты анкетирования среди учащихся российских школ, с другой стороны — на исследование французской подростковой прессы. Каждая тема шире, чем кажется на первый взгляд. В ее основе лежит противоречивое, неоднозначное высказывание: например, «почему не все любят путешествовать», «смысл обучения детей иностранному языку в детском саду».

2. Планирование результатов. В процессе дискуссии учащийся приобретает следующие навыки:

  • Определяется со своей точкой зрения относительно темы и грамотно ее высказывает;
  • Приобретает навык говорить по регламенту: кратко и по существу;
  • Учится уважительно относиться к чужим мнениям, пусть даже они диаметрально противоположны его собственным;
  • Старается высказывать конструктивную критику и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес;
  • Работает в группе, продуцирует множество решений;
  • Развивает навык публичных выступлений, отстаивая свою правоту.

3. Порядок проведения. На подготовительном этапе не только формулируем проблему, но и определяем основной круг вопросов, готовим примерные тезисы. Перед каждой дискуссией в учебнике дана логико-смысловая карта проблемы: в ней дана разработка темы, определена проблема, контрастные мнения, как правило — французских подростков, аргументы в пользу каждой позиции. Второй этап — собственно проведение дискуссии, и тут важно учитывать специфику мероприятия: круглый стол, дебаты, эстафета, дискуссия в формате «аквариума» или ток-шоу — у каждого жанра свои правила. Третий этап — подведение итогов, формулировка выводов. На этом этапе все участники дискуссии должны получить грамотную обратную связь.

Специфика проведения дискуссии на уроке французского языка с 6 по 11 класс

К учебной дискуссии нужно готовиться: в средней школе дети пока не настолько знают язык, чтобы высказываться спонтанно. В зависимости от жанра, в ходе дискуссии отрабатываются разные речевые задачи: сообщение, объяснение, одобрение, осуждение, убеждение. Чтобы подготовить класс, требуется провести целый комплекс речевых упражнений. К тому же, у детей для обсуждения каждой темы должны быть сформированы соответствующие лексические, грамматические и произносительные навыки.

6 класс. Как можно больше лексики! Освоения метода дискуссии легче всего идет на знакомой лексике, поэтому дети должны знать много слов из каждой темы. Грамматика: степени сравнения наречий, согласование прилагательных в роде и числе с существительными, частичный артикль, употребление артиклей перед именами собственными. Говорим в настоящем времени. Темы дискуссий: в основном описательные, без необходимости употребления времен. Школьная жизнь, представления об идеальной семье, досуг школьников, национальные праздники во Франции и России, принципы правильного питания, спорт и здоровый образ жизни.

7 класс. Грамматика: осваиваем времена, употребление глаголов. В тематиках дискуссий начинаем обращаться к прошлому. Темы дискуссий: досуг подростков во время каникул, воспоминания из детства, карманные деньги и сколько их нужно школьнику.

8 класс. Грамматика: акцент на чтение! Правила косвенной речи, согласование времен, пассивный залог и вся грамматика, необходимая для пересказа и анализа прочитанного. Темы дискуссий: профессии, связанные с риском и приключениями; история государств, великие исторические личности и великие люди Франции.

9 класс. Грамматика: систематическое повторение пройденных тем и обобщение. Жанр дискуссии — дебаты. Темы дискуссии: самые широкие, с использованием всей известной лексики и грамматики. Еда, развлечения, спорт, средства коммуникации, вопросы красоты, Интернет и школьная жизнь.

10-11 класс. Снова акцент на чтение, причем текстов различных жанров и стилистик. Повторение пройденного материала по грамматике. Жанр дискуссии — круглый стол. Темы дискуссии — широкие, философские. Литература, музыка, поэзия, страноведческие темы о Париже и истории Франции, проблема выбора профессии, глубокие темы о науке и ответственности человека за окружающую среду.




Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Учебные издания по теме

Вас также может заинтересовать

Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x