Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Общее значение однокоренных слов. Русский язык. 1 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 1 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные слова, обеспечить развитие УУД

  • личностных: мотивация учения;
  • познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
  • коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • регулятивных: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно), контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважения к своим товарищам.

Оборудование: УМК, компьютерная презентация, проектор, экран, карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой учащихся

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

Орфографическая разминка

«Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.

Скандирование словарных слов: собака, дорога, Москва, учитель

Какое слово лишнее?

На какие группы можно разделить слова? Запись 2-3 слов (2 человека у доски).

Что мы с вами записали? (слова)

Что имеют слова? (значение)

Прикрепляется листы с записью: слова, значение.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Слайд 2

Послушайте, что произошло однажды на лугу:

– Вы кто такие?

– Я – Гусь, это – Гусыня, это – наши Гусята. А ты кто?

– А я ваша тётя – Гусеница.

Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

А кто такие родственники? (Люди, которые похожи между собой внешне и являются родными.)

Назовите родственников среди действующих лиц сказки.

А нет ли родственников среди слов нашего языка?

Как это можно установить?

Давайте проведём исследование. Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (О родственных словах.)

Изучение нового материала

Исследование.

Назовите героев-родственников сказки. Запишите эти слова: гусь, гусыня, гусята.

Что скажете про значение записанных слов? Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ (Можно выделить общую часть.)

Чем ещё похожи слова с похожим значением? Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ. На доске получается схема:

Схема

Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

А где можно узнать точно название? (В учебнике.)

Проверим свою гипотезу. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79.

Какие же значения имеют родственные слова?

Физкультминутка

На экране написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо. Слайд 3

Лес – лесник

 

Стена – гвоздь

Река – плот

 

Кот – котик

Сад – садовый

 

Поле – полюшко

Дом – домашний

 

Гриб – грибной

Дом – дым

 

Обед – стол

Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

Этап реализации системно-деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется отработка навыков

Работа в парах: найдите общую часть в словах (упр. 3)

Самостоятельная работа (упр. 5)

Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Закрепление изученного материала. Слайд 4

Работа в группах. Игра «Собери «родственников».

Жили -были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.

Давайте поможем словам найти «свою семью».

Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.

Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».

Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах (приложение). Ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ.

Проверка.

Найдите лишнее слово:

кот
котёнок
котята
котофей
котел
кошка
котище

Итоги урока

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какие слова называются родственными?

Рефлексия. Слайд 5

Используется рефлексивный экран.

  • Я понял, что...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Мне захотелось...
  • У меня получилось...

– На следующем уроке мы …

Домашнее задание. Слайд 6

Подберите родственные слова к слову ЛЕС.

  • Общее значение однокоренных слов. Русский язык. 1 класс. Конспект урока

  • Общее значение однокоренных слов. Русский язык. 1 класс. Приложение

  • Общее значение однокоренных слов. Русский язык. 1 класс. Презентация

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться