Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Обобщение по теме «Части речи». Русский язык. 4 класс. Конспект урока

Аннотация

Урок русского языка "Обобщение по теме «Части речи»" разработан для учащихся 4 класса, в соответствии с учебной программой по русскому языку. Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Данный урок поможет не только обобщить знания учащихся по изученной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание благодаря использованию игровой технологии. Используемые приёмы и методы способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала.

Уровень: общеобразовательный класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели:

  • Образовательная: обобщение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), формирование умения распознавать части речи.
  • Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы, развитие умения применять знания при решении разнообразных практических задач.
  • Воспитательная: воспитание любознательности, доброжелательного отношения друг к другу при сотрудничестве.

Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
  • развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Методы обучения: аналитико-синтетический, игровой.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: игровая физкультминутка.

Оборудование: карта города Частореченска с деталями, дидактический материал по русскому языку, схемы-опоры, карточки с изображением листьев.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки.
  • учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание.

Структура урока

1. Организационный момент

Школьный прозвучал звонок,
Начинаем наш урок.

– Вы любите путешествовать?

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город, который называется ЧАСТОРЕЧЕНСК. Попробуйте объяснить это название.

– Конечно же, мы отправляемся в город, где живут части речи, и вспомним всё, что мы о них знаем.

– Вы готовы? Начинаем.

– Осень. Тёплый день.

Лёгкий ветерок срывает с деревьев разноцветные листья.

Запишем это предложение в тетради, разберём по частям речи. Части речи мы знаем. Они готовы пригласить нас в гости как старых знакомых. Посмотрите внимательно, попробуйте записать названия тех деревьев, с которых улетели листочки.

Задание

Рябина, осина, береза, дуб.

Прочитаем этот ряд слов слов. Проверяем по образцу.

– Что общего заметили?

– От чего слова попали в словарик?

– Какое слово оказалось лишним?

– Какие орфограммы встретились?

– Как определить род имен существительных?

– Листья такие красивые! Мы сможем собрать осенний букет, но сделать это не просто. Листочки с секретом. Они отправятся в вазу только после того, как вы выполните предложенные задания или ответите на вопрос.

Согласны? Попробуем.

Давно живу я в мире этом,
 даю названия предметам.

– Кто же пригласил нас в гости первым?

– Дайте определение этой части речи.

Существительное

– В определении названы два вопроса. Почему? Представьте себе, что вы увидели эти предметы впервые. Как вы спросите о них? Кто это или что это? (учитель показывает карточки со словосочетаниями)

ИНДЕЙСКИЙ ВОЖДЬ

ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА

АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА

БИВНИ МАМОНТА

– Поиграем? Игра «Что лишнее?»

Я называю ряд слов, а вы ищите лишнее слово.

Мышь, тишь, ерш, тушь.

Луч, дочь, меч, грач.

Рожь, чиж, стриж, нож.

– Сколько слов назвали?

– Какое правило вспомнили? Это правило нам нужно будет повторить дома.
Упр.67 выполните в тетрадях. Шагаем дальше.

Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.

Прилагательное

– Кто о себе так говорит? Вспомним определения. Проверяю, какие вы внимательные.

Возьмите на столе карточку №1.

Перед вами набор слов. Нужно выписать имена прилагательные.

  1. Назначил, сочный, дворец, гость, умная, доказал, камыш, ласковое, хвалит, музейный, блистает, театр, честный.
  2. Опрятный, утешает, сверстник, родник, хихикает, свирепая, сторожит, отважный, радуга, упорный, грохочет, известная, певец.
  3. Украшение, позолотило, фольга, городской, зарево, вечернее, природный, открывается, росинка, разливает, ароматный, топлёное.
  4. Любуется, иней, приятный, диктует, румяная, дремучий, сверкают, облако, резкое, теплота, серебро, робкий.
  5. Пасека, влажный, обожает, сияет, прилежная, храм, журавлиная, шуршит, прошло, правый, пурга, синяя.
  6. Сумерки, чужой, царевич, рассматривала, острая, дубок, крепкое, дымчатый, пронеслось, влажная, запорхал, день.
  7. Каменная, бьётся, волна, коварный, листочки, мчался, ранний, таял, готовый, направление, туманная, перелесок.
  8. Бодрый, зеленая, звездопад, грустил, шлёпать, розовое, дальняя, зелень, продрогла, корзинка, поток, золотой.
  9. Канарейка, тяжёлая, высокая, ограда, курган, ящерица, синеватый, новые, быль, цветной, море, прибой.
  10. Тоненькая, протянулась, частый, случайность, белизна, местность, ценная, восточная, привыкает, концерт, правда, беленький.
  11. Вьётся, домик, бегал, жёлтый, морская, чужой, картофельный, спичка, речная, маяк, серенькое, прилетел.
  12. Яма, есть, морозный, жильё, рыжий, растут, деревня, встречали, куриный, зарядить, целый, бумажная.
  13. Грач, весенняя, петь, капелька, знойный, леса, дорожный, таскал, прилетела, полевой, часть, апрельский.

– Проверяем.

– Какие встретились прилагательные?

– Что мы решили собирать?

– Как назовем?

– Из чего состоит словосочетание? Запишем.

Букет осенний – муж. род., ед.ч.

– А если я хочу сказать о погоде? Погода может быть осенний?

Погода осенняя – жен. род., ед.ч.

Утро осеннее – ср.род., ед.ч.

– А дни будут у нас какие?

Дни осенние – мн.число.

– Мы показали, что существительные и прилагательные согласуются в роде и числе.

– А какое слово является основным? Главным в этом словосочетании?

– Перед вами на столах карточки под №2.

1-в.

Прочитай слова. Соедини их парами без ошибок.

душистый

 

 вода

синее

 

 день

ясный

         

 реки

прохладная

 

 укроп

быстрые

 

 небо

2-в.

Прочитай слова. Соедини их парами без ошибок.

тяжёлый

         

 собака

рыжие

 

 вечер

холодный

 

 солнце

верная

 

 чемодан

яркое

 

 усы

Подпишите их. Работаем по вариантам. Вам необходимо составить словосочетание. Это самостоятельная работа. (собрать на проверку)

– Какие словосочетания запомнили?

– А мы снова в гостях.

Что без меня предметы?
 Лишь названия.
 А я приду – все в действие придет.

Глагол

Что вы знаете о глаголе?

В карточке №3 ищем предложения. Внимательно прочитайте слова, написанные после двоеточия. Спишите предложения, оставив только те, которые обозначают действия. Не ошибитесь. Работаем по вариантам.

1-в.

Внимательно прочитай слова, написанные после двоеточия. Спиши предложение, оставив только те, которые обозначают действия. Не ошибись!

Я убирал свою комнату: вытирал, подметал, скандал, самосвал, поливал.

2-в.

Внимательно прочитай слова, написанные после двоеточия. Спиши предложение, оставив только те, которые обозначают действия. Не ошибись!

Пришёл мой друг Митька и помог мне: подмёл, орёл, протёр, ковёр, шофёр.

Делаем взаимопроверку.

– Какие слова оказались лишними?

– Что у них общего?

– На какие вопросы отвечают?

– Какой частью речи являются?

Отдыхаем.

Физкультминутка. Игра «Размышляй-ка»

Мы действуем. Я называю предмет, а вы показываете его действие.

Заяц (прыгает)

 

 Медведь (топает)

Птицы (летают)

 

 Рыбы (плавают)

Скороход (бежит)

         

 Лягушка (скачет)

Гармонист (играет)

 

 Лентяй (потягивается)

Потянулись, улыбнулись, на урок вернулись.

– Как вы думаете, жители города всегда сидят в своих домиках и смотрят в окошки? Нет, конечно. Они дружат и все вместе выполняют важную работу.

– Какую? Попробуйте составить предложения из названных сегодня на уроке частей речи.

Налетел резкий ветер.
Зеленый лес зашумел.
Мы укрылись под елкой.

– Какое предложение лишнее?

– Что такое местоимение?

Местоимение и предлог

Под – предлог.

– Наше путешествие подходит к концу.

– Как вы думаете, все ли секреты о своей жизни раскрыли нам жители города?

– Ветер принес нам еще один листочек. На нем слова.

Листочек со словами

– На какие две группы вы разделили бы эти слова?

– Мы продолжим знакомство с частями речи на следующих уроках. Нас ожидают новые открытия. Вам понравилось путешествие?

– Трудно было?

– А почему?

– Что запомнилось больше всего?

– Как вы думаете, удалось ли нам собрать букет?

– Вы молодцы!

– Мне очень понравилось, как работали… (оценки за урок).

  • Обобщение по теме «Части речи». Русский язык. 4 класс. Конспект урока

  • Обобщение по теме «Части речи». Русский язык. 4 класс. Приложение

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться