Материал подготовлен на основе вебинара «Освоение основных универсальных знаний и умений по технологии 1 класс (1 часть)». Смотреть запись вебинара

Особенности организации учебного процесса на уроках технологии в 1 классе вытекают, во-первых, из требований к результатам ФГОС НОО. Именно уроки технологии в наибольшей степени содействуют развитию метапредметных и личностных компетенций: и управление своей деятельностью, и навыки сотрудничества, и работа с информацией, и логическое мышление, и самоопределение, мотивация, ценностные представления... Технология конкретно, в рукотворной деятельности развивает данные качества.

Во-вторых, уроки технологии носят интегративный характер — на них идет своего рода «сборка» предметных результатов в практической деятельности ребенка. Это место, где знание математики, русского, музыки, окружающего мира переходит в умение создавать собственный продукт.

В-третьих, это самые природосообразные занятия, где наблюдения, пробы, догадки и собственные открытия (потребности возраста) являются содержанием образования.

Ручная обработка материалов, технологические способы и приемы обработки, сборка конструкции из деталей, отделка и пр. — всему этому учебник придает дидактическое наполнение. Расскажем о принципах: от простого к сложному; комплексное освоение темы, компаративный подход при изготовлении изделия («где еще встречалось…»); доминируют иллюстрации, а не тексты, показ, а не инструкция; практика превалирует над теорией, а разговор-общение — над монологическим объяснением. Приветствуются уроки на улице, в парке: наблюдение, сравнение, рассуждение по вопросам, обобщение — это сама суть методики занятий в 1 классе.    

Что еще надо учитывать при планировании урока? Перед началом работы все дети должны понимать, что и как делать (учителю надо не жалеть времени на анализ образцов: полный, вертикальный, поэтапно развернутый, до 10 мин…. особое внимание уделить плану, о каждом этапе — коротко, ярко, крупно… очень важно обсудить выбор способа выполнения, сравнив разные). После подготовительной работы у ребенка должна быть полная ясность относительно выполнения и хорошее настроение. Неоднократно подчеркнуто: дети создают изделие только самостоятельно!

Развитие творческих способностей ребенка — залог жизненного благополучия человека. Технология дает опыт нестандартных творческих решений учебных проблем при поддержке взрослого. Сегодня — рабочая тетрадь «Азбука мастерства» «ДРОФА-ВЕНТАНА», завтра — мастерски преодоленные трудности.

Смотреть состав линии УМК Е. А. Лутцевой. Технология (1-4)

Иллюстрация: учебник Технология. 1 класс.