Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

«Музыкальные краски» в произведениях импрессионистов. 5 класс. Разработка урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

УМК по музыке Т. И. Науменко, В. В. Алеева.

Художественно-педагогическая идея: «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца». К. Дебюсси (слайд №3)

Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Ход урока

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.

На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем. Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»? Что оно означает?

Д: Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.

У: Верно, помните, как в известной детской песне говорится:

Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» – музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это – импрессионисты?

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (показ картины на слайде 4).

Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К. Моне, К. Писсарро, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега.

(Просмотр слайдов 6-12 с картинами этих художников)

Композиторы-импрессионисты – К. Дебюсси и М. Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью (показ портретов на слайдах 13-14).

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.

Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.

Равель создал фортепианный цикл «Игра воды» (Jeux d'eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента (слайд 15).

Давайте обратимся к пьесе М. Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

Запись в тетрадь название произведения. Слушание.

У: Итак, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

У: Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения. (Слушание музыки с просмотром рисунков на слайде 16 и выбор одного из них). Ответьте на вопросы, размещенные на следующем слайде 17.

Другой композитор – Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.

Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения (слайд 18).

А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?

Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

У: Как же звучала эта пьеса?

Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды», она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).

У: Верно, эта музыка совсем непохожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?

Д: Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.

У: Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке? (слайд 19)

Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.

У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?

Д: Это был деревянный духовой инструмент.

У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком (слайд 20). Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

У нас есть возможность услышать эту музыку еще раз и понаблюдать за движением облаков с помощью картин на слайдах, давайте сделаем это. (Повторное слушание с просмотром слайдов).

Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание: Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.

У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал наш земляк – омский композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая». Послушайте ее и подумайте, как связана эта песня с темой нашего урока. (Показ песни).

Д: В этой песне поется о первых шагах в живописи любого ребенка, именно так дети учатся рисовать: «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» Из таких вот «художников» получаются настоящие мастера такие, как импрессионисты.

У: Конечно, вы правы, каждый художник когда-то был ребенком и так же, может быть неумело, но искренне пытался передать краски и предметы окружающего мира. Давайте разучим эту песню.

Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.

Литература:

  1. Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989.
  2. Данилова Г. И. «Мировая художественная культура». От XVII века до современности. 11 класс, профильный уровень. М., «Дрофа», 2006.
  3. «Музыка». Программа для общеобразовательных учреждений, В. В. Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа», 2003.
  4. «Музыка» – программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т. И. Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.
  5. «Музыка». Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 5 класс. М., «Дрофа», 2002.
  6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru
  7. Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006.
  8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель», 2002.

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x