Учитель, бесспорно, влияет на социальную адаптацию ребенка своим отношением к преподаваемому предмету. Особенно это заметно в гуманитарных дисциплинах: истории или литературе. Кто-то любит определенный предмет, потому что он у него получается, кто-то старается изо всех сил, чтобы не расстроить учителя. Так что влияет на учебу подростка? Ведь любой внутренний или внешний мотив побуждает к деятельности куда сильнее, чем простое «надо».

школа

А. К. Маркова, доктор психологических наук, известный детский психолог, считает, что все мотивы могут быть сведены к 7 основным позициям.

Позиция 1. Широкое видение

Или широкие познавательные мотивы. Именно они формируют отношение учащихся к содержанию учения. У ребенка появляется желание учиться, стать образованным. Рождаются они… из обыкновенного любопытства, которое знакомо преподавателям младших классов и которое куда реже встречается к старшей школе. Интерес к новым занимательным фактам и к поиску закономерностей — реальные двигатели «прогресса» в обучении.

Позиция 2. Познание

Или учебно-познавательные мотивы, которые направлены на усвоение уже не знаний, но способов добывания знаний. Прочесть книгу, пролистать словарь, перевести материал, провести опыт, сравнить две картинки и найти отличия — чем больше способов, тем лучше.


Читайте также:

Позиция 3. Я сам

Если коротко — это мотивы самообразования. Lifelong-learning, или «обучение в течение всей жизни», является одним из трендов XXI века. Лучше бы закладывать их еще в раннем возрасте.

Позиция 4. «Я бы строить дом пошел…»

Социальные мотивы также являются одними из популярных мотивационных стратегий школьников. В 8–9-м классе или в среднем подростковом возрасте постепенно появляется осознание, что школа существует не только ради школы, но и ради жизни. Стремление быть полезным в будущем — мотив похвальный, но трудновырабатываемый.

Позиции 5–6. Позиционирование и стремление занять достойное место

«Хочу быть лучше, чем…», «Хочу, чтобы меня считали умным…», «Хочу быть начальником», «Хочу творческую работу» и так далее — все это называется желанием занять определенную позицию в отношениях с окружающими. Лучше, конечно, просто уметь делать что-то хорошо, чем делать что-то лучше Ивана, сидящего за соседней партой.

Позиция 7. Сотрудничество

Большинство детей младшего подросткового возраста имеют потребность в общении, а потом мотивом обучения может стать социальное сотрудничество, то есть желание взаимодействия с партнером.

школьница

Разберем на примерах

«Мам, если я не пойду, я отстану!»

Если ваш ребенок переживает, что из-за болезни пропустит школу, пока там, в обители знаний, одноклассники получат множество новой информации, это широкий учебный мотив.


«После того как мы поставили в 9-м классе “Горе от ума“, меня стали звать актером… может быть, я и правда пойду в театральный вуз?»

Потребность быть интересным и уникальным в глазах сверстников, быть ценным для взрослых и детей — это мотив собственного роста.


«Обязательно надо получить 5 по физике на этой неделе, а то Марина Петровна говорит, что я отстаю».

Стремление заниматься учебной деятельностью из-за желания поскорее исправить плохие отметки конца полугодия — это узкие учебные мотивы.


«Пап, а я сегодня снова решил контрольную быстрее всех! Сдал, и меня отпустили!»

Подросток очень хочет быть лучшим среди сверстников, если его еще ставят в пример другим — это вдвойне приятно. Мотив престижа работает всегда.


«А мы сегодня на перемене снова обсудим последний альбом группы “Сплин“! Главное, чтобы Маша пришла, не заболела».

90% друзей подростков — одноклассники. Аффилиативные мотивы учебной деятельности раскрывают потребность детей общаться с другими на общие, внеучебные темы.


Как сдавать ЕГЭ в 2018 году

«Мама очень расстроится, если ее вызовут в школу из-за моих двоек. Она же меня любит, не хочу, чтобы она плакала».

Любовь к близким и уважение к родителям или учителям мотивируют школьников потому, что они не хотят их расстраивать плохим поведением или неуспеваемостью.


В любом случае, на учебную деятельность одновременно оказывают влияние несколько мотивов. Для учителей и родителей важно понять, какие именно являются приоритетными для конкретного школьника с учетом возрастных и эмоциональных особенностей и как эти мотивы связаны между собой.

Материал подготовлен совместно с Национальным ресурсным центром наставничества «Ментори» (проект «Рыбаков Фонда»).


*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.