Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Мир сказок. Ханс Кристиан Андерсен «Пятеро из одного стручка». 2 класс. Конспект урока

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Начиная с 1 класса, по программе Ефросининой Л.А. дети знакомятся с творчеством Х.-К.Андерсена. Ценностью сказок Х.-К.Андерсена является то, что обращены они не только к разуму ребенка, но и к его сердцу, так как истории сказочника мудры и добры.

Учебные задачи:

  • Формировать умение работать с текстом; расширять читательский опыт через слушание и самостоятельное чтение; систематизировать знания о сказках Х.-К. Андерсена.
  • Развивать читательские и речевые умения; интерес к сказкам, творческие способности, умение размышлять.
  • Воспитывать чувство прекрасного; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.

Оборудование:

  • Сундучок с предметами.
  • Листки для моделирования, цветные карандаши.

Материал к уроку:

Для учителя:

  • Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
  • Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина– М.: Вентана-Граф, 2012 г.
  • Иллюстрации к сказкам В. Сутеева, Ш. Перро, Д. Родари
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка.– М.: АЗЪ,1993

Для ученика:

  • Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
  • Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.

Ход урока 

I. Выявление читательского опыта учащихся

1. Моделирование

Учитель:

– Посмотрите на иллюстрации к литературным произведениям. Что их объединяет? (На этих иллюстрациях герои литературных сказок.)

– Какой темой объединены эти произведения? («Произведения о детях и для детей»)

– Произведения, каких жанров мы уже читали? (рассказы, стихи, сказки, басни)
– Не ошибусь, если скажу, что все дети и даже взрослые любят читать сказки!
-Какие бывают сказки?

Схема:

Схема

– Вспомните фамилии русских и зарубежных писателей-сказочников и назовите их произведения. (учащиеся называют авторов и заголовки произведений)

– Молодцы, вы знаете много писателей-сказочников.

– Сделайте модель обложки своей любимой сказки.

– Поднимите и покажите листочки с моделью.

Комментарий: Упражнение с моделями формирует у учащихся учебные действия: самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуществлять контроль и самоконтроль; умение рационально организовывать свой учебный труд. Данная работа способствует высокому уровню вовлеченности и погружения всех учащихся в учебную деятельность, т.е. реализуются принципы личностно-ориентированного обучения. Работа с моделями обложек позволяет плавно перейти к следующему этапу работы.

2. Актуализация знаний о сказках Х.-К. Андерсена

Учитель:

– Перед вами сундучок. В старину в таких сундучках хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Их берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашем сундучке хранятся сказки. Догадайтесь, из каких литературных сказок находящиеся здесь вещи:

  • Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)
  • Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
  • Зеркало («Снежная королева»)
  • Зонтик («Оле-Лукойе»)

– Что объединяет эти литературные сказки? (Их автор – Х.-К. Андерсен)

– Удивительный мир сказок Х.-К. Андерсена! Он мог самые обычные вещи превратить в сказочных героев. Иногда от какой-то незначительной мелочи может измениться настроение, состояние души и даже вся жизнь! На такие размышления меня натолкнула сказка Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Комментарий: Введение «волшебного сундучка» активизирует внимание учащихся, настраивает на сказку и учебное сотрудничество учителя и учеников, создает эмоциональный настрой на уроке, а также выявляет читательский опыт учащихся по сказкам великого датского сказочника Х.-К. Андерсена. На данном этапе происходит развитие мыслительной деятельности, умение анализировать и классифицировать, а также делать выводы.

II. Работа с новым произведением

1. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» ( учебник стр.94-99)

Слушание 1 части произведения (читает учитель).

Чтение вслух учащимися 2 части.

Самостоятельное чтение 3 части.

Комментарий: Этот этап урока формирует у учащихся учебные действия, необходимые для получения и первичной обработки учебной информации: умение читать вслух, молча, а также формирует все виды чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее.

2. Выявление первичного восприятия произведения

Учитель:

– Какие чувства вызвала у вас эта сказка? (радости, сочувствия, сострадания, грусти, печали)

– Когда вам было особенно грустно?

Комментарий: На этом этапе развивается речь учащихся: умение высказать свое мнение, выразить свое отношение к прочитанному, проанализировать поведение героев.

3. Словарная работа

Учитель:

– В тексте сказки встретились слова, значение которых нужно уточнить.

На доске записаны слова:

каморка, бечевка, кровельный жёлоб, голубиный зоб, чердачное окошко, дощатый подоконник, тщедушный, блаженство

Дифференцированная работа:

– Значения слов: каморка, бечёвка, зоб, тщедушный, блаженство прочитают по толковому словарю ученики –консультанты …

– Значения слов: кровельный жёлоб, чердачное окошко, дощатый подоконник – коллективный разбор.

Комментарий: Толкование незнакомых и устаревших слов на уроке учит не только внимательно относиться к слову, понимать его значение в контексте, раскрывать его смысловой оттенок, но и отрабатывает навык чтения, умение ориентироваться в тексте. Учащиеся читали значение слов в толковом словаре и повторно находили эти слова в тексте, зачитывали предложения или абзацы, таким образом, развивая просмотровое чтение. Эта работа формирует у учащихся умение свободно читать и работать с текстами, а также функциональную грамотность – умение свободно пользоваться справочниками и словарями. Часто на уроке использую работу учеников – консультантов, учащимся нравится выполнять эту «роль».

4. Работа с содержанием текста

Учитель:

– О чем мечтали горошины? (оказаться на воле)

– Найдите в тексте и прочитайте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.

– Понаблюдайте за характерами горошин, все ли они одинаковые? Выберите из списка слов те, которые соответствуют характеру горошин.

Слова на доске:

скромная, сонная, покорная, мечтательная, хвастливая

– Куда попала пятая горошина? (на старый дощатый подоконник)

– Кто там жил? (мать, дочь подросток)

– Как они жили? Зачитайте.

– Какой мы видим девочку? В каком состоянии она была (тоненькая, тщедушная, болела уже целый год)

– Какое чудо произошло? (горошек подбодрил девочку, и она выздоровела)

– Можно назвать выздоровление девушки чудом? Найдите в 3 части слова, которые это подтверждают.

– Расскажите, что случилось с остальными горошинами.

– Какая горошина оказалась самой замечательной? Почему? (она спасла девушке жизнь, помогла выздороветь)

– Чему учит сказка? (приносить людям пользу, делать добрые дела)

Комментарий: Формирование познавательных универсальных действий, которые подразумевают осуществление различных мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифицировать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать один из важных этапов урока. На протяжении всего урока слышна речь учащихся, которые учатся высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению своих сверстников. На уроке реализуются и воспитательные задачи: дети учатся добру и человечности, формируются такие духовно-нравственные качества, как сострадание, отзывчивость, великодушие.

III. Групповая работа

Каждая группа получает разные задания.

1 группа: найти и зачитать самый красивый эпизод сказки.

2 группа: выбрать пословицы к этой сказке.

3 группа: расположить кадры диафильма.

Комментарий: Дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в составе малых разноуровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и наблюдением учителя – важная составляющая урока. Эта форма работы обеспечивает высокую плотность урока и дает возможность ученикам общаться по учебному материалу, а именно: делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий, вести поисковую деятельность.

IV. Итог урока, домашнее задание

Учитель:

– Какой предмет можно еще положить в наш сундучок? (горошину)

– Видите, даже маленькая горошина принесла большую пользу! Что уж говорить о нас с вами – мы можем сделать гораздо больше. Нужно только чаще оглядываться вокруг. Может быть, кому-то нужна наша помощь. Вдруг надо помочь маме, позвонить бабушке или поддержать расстроенного друга добрым словом. Ведь каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина пустит росточек и зацветет красивым цветком в сердце того человека, которому мы помогли.

– Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: тетрадь стр. 40-41.

По выбору:

  • подобрать пословицы,        
  • пересказ сказки,
  • дополнительное чтение «Принцесса на горошине»,
  • составить список сказок Х.К.Андерсена.

Комментарий: «Волшебный сундучок» не забыт: в конце урока полнили его еще одним предметом – маленькой горошиной, сотворившей чудо. Нравственная беседа о прочитанном носит воспитательный характер, глубокий философский смысл – смысл жизни. Учащиеся в этом возрасте способны понять его и эмоционально откликнуться на примере сказки Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Разноуровневые домашние задания по выбору позволяют учащимся найти «свое» задание по уровню и интересу и выполнить его с удовольствием.

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться