Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Милосердие. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Разработка урока

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Ритм»:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России.
  • Основы религиозных культур и светской этики.
  • Основы светской этики, автор – А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.М.Демин и др.

Время занятия: 40 минут.

Тип урока: изучение нового материала (понятия).

Метод обучения: поисковый, словесный.

Раздел: Этика об отношении людей друг к другу.

Тема урока: Милосердие.

Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата.

Задачи урока:

  • познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;
  • познакомить с особенностями обучения милосердию  через православие, как сострадания и помощи людям
  • совершенствовать умения в области работы с источниками информации

Оборудование: проектор, мультимедийная доска.

Формировать УУД:

  • Регулятивные УУД: отработка умения проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой
  • Коммуникативные УУД: совершенствоваться в области коммуникации
  • Познавательные УУД: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И.С. Тургенев «Нищий»

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемый результат деятельности этапа урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  • создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствие ребят

Вот опять звенит звонок
Приглашает на урок.
На места мы все садимся,
Дружно в дело мы включимся

Слушают, включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний, постановка задачи на урок.

Цели: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Учитель предлагает составить из букв слово.

На доске буквы:  МОСРИДЕЛЕ

Дети:  Милосердие

Учитель. Делаем вывод, какая тема нашего сегодняшнего урока.

Дети:  Тема нашего урока: Милосердие.

Учитель. исходя из темы урока поставим задачу

Дети:  Задача: познакомиться с понятием данного слова

Работа в парах.

Ответы детей.

Определение темы и задачи урока

Дети должны работать в парах, отвечать на вопросы учителя.

Дети определяют тему и задачу урока.

III. Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.

Цели: нахождение вариантов ответов на вопросы

 

Учитель Кто знает, что означает данное слово?

Где мы можем найти значение данного слова?

Дети:  в словаре.

Правильно. Обратимся к словарю В.И. Даля

«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие».

Учитель. Какое из определений вам ближе? А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Дети:  ответы детей (спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности)

Сравнение двух определений, выбор понравившегося

Оценивают свои качества, через оценку своих поступков.

IV. Работа с учебником

Учитель мы выяснили понятие слова милосердия, а как называются небольшие поучительные рассказы в литературном жанре, заключающие в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Дети:  Притча

Учитель: прочитаем притчу о добром Самарянине.

Чтение Притчи о добром самарянине

Умение слушать, выразительно читать

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

– Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».

Ответы детей

Учитель сделаем небольшую схему:

Схема

Учитель Скажите, а где мы учимся милосердию?

Дети:  В семье

Совместное составление схемы

V. Физкультминутка

Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Выполнение упражнений

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

 

Учитель. Прочитаем рассказ Тургенева «нищий».

Нищий

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. 

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! 

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. 

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою. 

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». 

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. 

— Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. 

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Учитель: Почему нищий так ответил автору? Что является истинным милосердием?

Одно из дел милосердия это подаяние или милостыня.

Милостыня это добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния совершается по моральным причинам.

Работа с учебником.

Чтение текста, ответы на вопросы

 

VI. Работа в парах

Учитель. У вас на столе притча о бабочке. Прочитайте ее и подумайте!

Почему я предложила прочитать Вам эту  притчу, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Выводы:

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, нужное чтобы  выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. 
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.

Учитель Какой поступок совершил человек, будет ли он милосердным?

Милосердие это ... (одно из важных качеств человека.) Милосердный человек – сострадательный человек.

Чтение притчи, ответ на вопрос учителя.

Выводы совместно с  учителем

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Как вы думаете для чего нам дана эта тема для изучения?

Все ли наши поступки и действия носят сострадательный и милосердный характер к другим людям. На доске висит чаша. Оцените себя и свою работу на уроке и наполните ее цветными кружками:

Красный – отлично, все понравилось

Желтый – хорошо, но не все было понятно и интересно

Зеленый – плохо, мне ни чего не понравилось!

 

Анализ собственной деятельности, выводы по теме урока.

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.


Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться
Система оповещений
Зачем работать под своим логином? Сайт будет показывать материалы только по вашему предмету, интересующие вас материалы и статьи. Скачивайте методические материалы в один клик.

Перейти к регистрации
x
Система оповещений
Войдите на сайт под своим именем. Вам будут доступны дополнительные закрытые сервисы: участие в вебинарах, онлайн-трансляциях, конкурсах, персональные скидки и акции в интернет-магазинах. Еще не зарегистрированы? Регистрация не займет более 5 минут

Перейти к регистрации
x