Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области)

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Виды деятельности и формы работы:  фронтальная работа;  работа с учебником, географическим словарем; индивидуальная работа на местах; работа в группах,  практическая работа.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.

УМК:

  • Виленкин Н.Я.и др. Математика. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
  • Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2013.
  • http://www.yandex.ru/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://festival.1september.ru/

Дидактический материал:

Цели урока:

Образовательные:

  • применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач;
  • применение навыков решения уравнений, записанных в виде пропорции, с помощью основного свойства пропорции;
  • ознакомление с многообразием озер России;
  • повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
  • применение проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.

Воспитательные:

  • организация самостоятельной учебной деятельности;
  • формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность;
  • формирование интереса к поисковой деятельности;
  • формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.

Развивающие:

  • расширение кругозора, формирование целостного представления о мире;
  • повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни;
  • развитие монологической и диалогической речи; умения вступать в речевое общение.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • формировать навыки применения  математического определения масштаба, вырабатывать  навыки решения задач по данной теме;
  • формирование понятия озера как части внутренних вод гидросферы;
  • определение типов озерных котловин.

Коммуникативные: 

  • воспитывать любовь к математике, географии, истории;
  • воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Личностные:

  • осознание математики и географии как наук, позволяющим людям ориентироваться в мире;
  • осознание важности любви к Родине;
  • проявление внимания, доброжелательного отношения к окружающим, оценивание усваиваемого содержания учебного материала и интереса к новым знаниям.

Методы обучения.

  • Репродуктивный (стимулирование учебно-познавательной деятельности).
  • Наглядный.
  • Проблемно-поисковый.
  • Эвристическая беседа.

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Устный счет.
  • Практическая работа в группах. Работа с маршрутными листами.
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия
  • Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока

Применение ЭОР

Действие учителя

Действия обучающихся

I. Организационный момент, включающий:

Цель для обучающихся: подготовка к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога:  Создание  благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

  • создать  положительные эмоции  на работу;
  • сформировать  заинтересованность к дальнейшей деятельности.

Метод обучения: словесный (беседа)

Метод организации работы: фронтальный

Презентация слайд №2

 

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

Учитель географии:

 Кого бы вы на свете не спросили,
Любой вам скажет – есть страна Россия
И если к карте мира подойти,
Легко вам будет там её найти.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,
Зеленые леса, поля, хрустальные озера,
Величие широких русских рек,
Места, где еще не был человек.

И посмотрев на карту, вы поймете
В какой великой и большой стране живете! 

 

слайд № 2

Учитель математики: С помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте?

Ответ учащихся: (Масштаб) 

II. Актуализация опорных знаний.

Цели данного этапа для обучающихся – актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.

Цель для педагога – побуждение обучающихся к активности на уроке.

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

  • словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
  • наглядный (презентация)

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха.

На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный.

Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность.

Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ):

слайд № 3

Учитель математики: Что называется масштабом?

Фронтальная работа.

Ответ учащихся:  отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

слайд № 4

Учитель географии: Что показывает масштаб?

Ответ учащихся:  Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

слайд № 5

Учитель географии: Какие виды масштабов мы знаем?

Ответ: именованный, численный и линейный

слайд № 6, 7

Учитель математики: Переведите 
1. Численный масштаб в именованный:

  1. 1:2000 – в 1 см – 20 м
  2. 1:15000000 – в 1 см – 150 км

 

2. Именованный масштаб в численный:

  1. в 1 см – 30 км – 1:3000000
  2. в 1 см – 500 м – 1:50000  

 

Физическая карта России (ЭОР)

слайд № 8

3. Определите масштаб карты №1, №2, №3, №4 (приложение 4).

Ответ учащихся:

  • карта №1 – масштаб 1: 2000000, в 1 см. – 20 км;
  • карта №2 – масштаб 1: 1000000, в 1 см – 10 км;
  • карта №3 – масштаб 1: 20000000, в 1 см – 200 км; карта №4 – масштаб 1: 20000000, в 1 см – 200 км;
  • карта №5 – масштаб 1: 30000000, в 1 см – 300 км;

 

Организация работы в парах по проверке выполненной схемы.

 

III. Устный счет .

Мотивация обучающихся.

Цель для учителя:  учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи.

Задачи:

  • возбудить  интерес к предмету через побуждение мыслить и создание проблемной ситуации;
  • умение говорить правильной речью.
  • воспитывать у обучающихся информационную и технологическую культуру,
  • развивать у обучающихся исследовательские умения.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

  • доступность учебного материала;
  • эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)

 слайд № 9

слайд № 10

(приложение 1)

Учитель географии: Знакомо ли вам это слово?

Учитель географии: Какова же тема нашего урока, и какие задачи мы можем перед собой поставить?

Ответ учащихся: Да.
Сообщение о городе

 

Физ. минутка.

 

1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Учащиеся повторяют за учителями упражнения физ. минутки

IV.   Практическая часть – работа в группах с маршрутными листами .

Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.

Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.

Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены.

Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу.

Слайды №11, 12

Работа с контурными и электронной картой Волгоградской области.

Учитель. Пользуясь приложениями, предложенными каждой группе, контурной и электронной картой Волгоградской области, выполните задания.

(в приложении 2 маршрутный лист – версия группы)

Класс заранее разбивается на группы-экипажи (прикрепляется каждому ученику группы самолет разного цвета).

В каждой группе-экипаже распределяются обязанности: командир, радист,  экскурсовод-географ, экскурсовод-историк,  штурман.

  • 1 группа – экипаж  (оранжевый)"рейс" в Старополтавский район;
  • 2 группа – экипаж (красный)"рейс" в Урюпинский район;
  • 3 группа – экипаж (желтый)"рейс" в Жирновский район;
  • 4 группа – экипаж (зелёный)"рейс" в Котельниковский район;
  • 5  группа – экипаж (синий)"рейс" в район озера Эльтон, Палласовский район.

Ответы  учащихся.

VI. Рефлексия

(Слайд №13)

Учитель математики: Подведем итоги. Чему мы научились сегодня на уроке?

Ребята по группам высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…

Учитель географии. А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого возьмите лист самооценки и заполните его. (приложение 3),

Учитель истории.    Ребята, как вы думаете – знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Благодарим вас за хорошую работу на уроке.

 

VII. Выставление оценок.  Дифференцированное дом. зад.

Цель данного этапа урока – обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания.

 

Учитель математики:  §23, с. 184

Учитель географии: §14, с. 52-54, вопросы 1-7 устно

Учащиеся: записывают домашнее задание в дневниках.

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области). Конспект урока

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области). Презентация

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области). Приложение 1

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области). Приложение 2

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области). Приложение 3

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области). Приложение 4

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области). Приложение 5

  • Масштаб (урок географии с элементами краеведения Волгоградской области)

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться