В сфере общего образования от кадров зависит очень многое. Сильную школу делают сильные учителя, поэтому во ФГОС так много внимания уделено стандарту современного педагога. С другой стороны, иногда руководство школ просто не может выполнить требования стандарта, так как они вступают в противоречие с другими нормативными актами.    

Ломов

О том, как руководителям найти компромиссное решение и не подвести ни молодых педагогов, ни свою школу, рассказал заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала «Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» Алексей Иванович Ломов.

Чтобы обеспечить требование ФГОС, директора школ должны принимать на работу только педагогов высшей и первой педагогической категории. Это значит, что выпускники педагогических вузов и училищ просто не могут начать свою трудовую деятельность: у них категории пока нет. Однако во всей стране едва ли найдутся школы, где на сегодняшний день трудятся только педагоги с категорией.

Почему же руководители школ не выполняют установленных правил? Возможно, дело тут в необходимости «омолодить» кадры, но, кроме того, ФГОС среднего общего образования не предъявляет к педагогам таких жестких требований. Значит, мы можем принять молодого специалиста преподавать физику на углубленном уровне в 10–11-м классе, а взять молодого математика в пятый класс – уже нет. Парадокс!

Чем грозит школе нарушение ФГОС?

Рассмотрим положение о лицензировании образовательной деятельности. Это грубое административное нарушение, если в школе преподает человек без профессионального образования, педагогической квалификации и надлежащего опыта работы. Соответственно, против школы и ее директора могут быть применены штрафные санкции: административный штраф, а также приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Для руководителя эти санкции весьма жесткие, но пострадают в первую очередь и дети: выпасть из учебного процесса на 90 суток – это не шутки.

Теперь обратимся к федеральному закону об образовании. В нем указано, что аттестация на педагогическую категорию проводится по желанию самих педагогических работников: у них нет такой обязанности и директор не вправе их обязать. При этом, как мы помним, согласно требованиям ФГОС, на уровне основного общего образования должны работать только педагоги, имеющие категорию.

А может ли руководство школы отказать человеку в приеме на работу по причине отсутствия квалификационной категории? Нет, потому что для приема на работу это необязательно: так мы нарушим право человека на труд.

Соблюдая закон, нарушаем стандарт

Так что же делать, когда ФГОС противоречит федеральному закону? Как поступать руководству школы? Алексей Иванович Ломов дает такой ответ:

Ломов1«Если представители надзорных органов инкриминируют вам нарушение стандартов, опирайтесь на часть 5 статьи 111 Закона об образовании. В ней говорится, что с момента вступления в действие закона иные акты действуют лишь в части, не противоречащей ему. Кроме того, для самих руководителей это значит, что выполнять требования ФГОС в кадровых вопросах требуется крайне осмотрительно: федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем ФГОС».

Итак, мы вправе принимать на работу в школу педагогических работников, пока не имеющих квалификационной категории.

Резюмируя, эксперт отметил: во всех сферах у нас трудятся работники разного уровня квалификации и сфера образования не исключение. Но, к счастью, в целом работники образования у нас не самые неквалифицированные.

А что касается противоречий в нормативных актах, регулирующих кадровую политику в общем образовании, то Алексей Иванович выразил надежду, что «когда-нибудь найдется умная, внимательная голова, которая сможет убрать противоречия из ФГОС. Пока таких коллизий у нас много».