Вход

Химические свойства алкенов, их применение

Понравился материал? Скажите автору спасибо

Технологическая карта урока

1

Предмет

химия

2

Класс

10

3

Базовый учебник

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2013

4

Тема урока

Химические свойства алкенов, их применение.

5

Тип

Урок изучения нового материала

6

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, нравственно-этическое оценивание.

Метапредметные: освоение УУД (анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, использовать информацию для практического применения, планировать пути достижения цели, прогнозировать результаты).

Предметные:

  • знать: классификации химических реакций в органической химии; качественные реакции на кратную связь;
  • уметь: находить связь состава и строения алкенов с их свойствами, определять тип химической реакции по конечному результату реакции, записывать уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса, проводить анализ материала по теме урока с целью получения новой информации, определять строение вещества по качественному и количественному составу, работать с таблицами, анализировать химический эксперимент.

7

Межпредметные связи

Математика, биология, физика, русский язык

8

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

Интерактивная доска, презентация; мультимедийный проектор, ноутбук, ПО Panasonic elite Panaboard, мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс» , Органическая химия. Полный мультимедийный курс органической химии + все опыты органики. /ООО «Руссобит-Паблишинг».

9

Материалы и оборудование

Реактивы и лабораторное оборудование: прибор для получения газов, р-р KMnO4, р-р Br2 (I2), C2H5OH, H2SO4 (конц.), спиртовка, спички, лучина, пробирки.
Набор для моделирования строения органических веществ.

10

Список используемой литературы

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2013.
  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа.
  4. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы. 10 класс. О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа.
  5. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа.
  6. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. – М.: Дрофа.
  7. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа.
  8. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебно-методическое пособие /Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион
  9. Органическая химия. 10 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета
  10. Уроки химии с применением информационных технологий. 10-11 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. М.: Глобус.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

Ι

Организационный

(1 мин)

Приветствие обучающихся.

Мотивация обучающихся на эффективную работу.

Взаимодействуют с учителем. Готовятся к началу урока.

Личностные (развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения).

Коммуникативные (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами).

Регулятивные (умения регулировать и прогнозировать свою деятельность на уроке).

ΙΙ

Вызов (актуализация знаний)

(7 мин)

Организация работы с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, побуждение интереса к получению новой информации:

1) фронтальный опрос: «Что вы знаете об алкенах?»;

2) организация работы обучающихся у доски (решение расчетной задачи на выведение формулы этилена, если известны массовые доли углерода и водорода и относительная плотность вещества по водороду) и анализ решения;

3) постановка проблемы: «Можете ли Вы зная строение алкенов, сделать предположение об их химических свойствах?»

4) уточняет тему урока: химические свойства алкенов, их применение.

Отвечают на вопрос. Обучающийся у доски решает задачу: Массовая доля углерода в углеводороде равна 85,71%. Относительная плотность вещества по водороду равна 14. Какова молекулярная формула вещества? Составьте структурную формулу углеводорода, назовите вещество.

Используя структурную формулу этена, делают выводы о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ, в частности алкенов.

Зная особенности строение алкенов (наличие π-связи) предполагают типы химических реакций, в которые будут вступать алкены.

Определяют цель урока: изучить химические свойства алкенов и тему урока: химические свойства алкенов.

Личностные (умения управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях).

Коммуникативные (умения владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем).

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция правильности ответов).

Познавательные (умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблемы).

ΙΙΙ

Осмысление (получение новой информации)

(25 мин)

Организация работы по освоению новых знаний, сохранение интереса к изучаемому материалу, поддержание активности обучающихся.

1. Реакции присоединения (проверяет правильность составления уравнений реакций, корректирует знания, напоминает о необходимости использования правила Морковникова при составлении уравнений химических реакций, в случае необходимости помогает составить уравнение реакции полимеризации).

2. Реакции окисления (полное окисление (горение) и неполное окисление (обесцвечивание растворов перманганата калия и бромной воды (вместо бромной воды можно использовать йодную воду)) – показывает демонстрационные опыты или видеофрагменты. Просит объяснить наблюдаемые явления, даёт понятие о неполном окислении (взаимодействие этилена с раствором перманганата калия в кислой, нейтральной и щелочной средах по схемам реакций) и неполном каталитическом окислении (образование этиленоксида).

Показывает взаимосвязь состава, строения, свойств и применения (схемы 3,4. Применение алкенов, стр. 100-101)

1. Опираясь на ранее изученный материал, подтверждают, что для алкенов характерны реакции присоединения (наличие π-связи). Запись уравнений реакции (формулы пишут в структурном виде) присоединения на примере пропена у доски, повторение классификации реакций по присоединяемому реагенту: гидрирование, гидратация, галогенирование, гидрогалогенирование, полимеризация.

На местах по группам моделируют на шаростержневых моделях реакции присоединения. Делают выводы о связи свойств со строением веществ.

2. Объясняют горение наличием углерода и водорода в молекулах алкенов, светящееся пламя большим % содержанием углерода в молекулах алкенов, чем у алканов. Расставляют коэффициенты в схемах реакций окисления методом электронного баланса. Делают выводы о том, что реакции взаимодействия алкенов с раствором перманганата калия и бромной водой являются качественными реакциями на π-связь.

Делают выводы: химические свойства алкенов определяются наличием в их молекуле двойной связи. π-связь легко разрушается, по месту её разрыва могут присоединяться различные реагенты, т.о. для алкенов наиболее характерны реакции присоединения. Также алкены окисляются, для них возможны реакции отщепления.

Личностные (умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения).

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, учёт позиций других людей, постановка вопросов и активное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической нормами речи).

Регулятивные (мобилизация сил, определение и понимание учебной задачи, планирование учебной деятельности и работа по плану, организация рабочего места, распределение времени, контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников).

Познавательные (умения осуществлять поиск информации, самостоятельно работать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдения, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемы, формировать понятия, делать выводы.

ΙV

Информация о домашнем задании

(2 мин)

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

§12, с.89-101, задачи 7,8 или 9.

Воспринимают информацию, выбирают уровень задания, уточняют информацию, фиксируют информацию в дневнике.

Личностные (умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения).

Коммуникативные (продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем).

Регулятивные (осуществление выбора задания, прогнозирование и предвосхищение результата и уровня усвоения).

Познавательные (извлечение необходимой информации).

V

Рефлексия

(10 мин)

Предлагает выполнить тест по материалам ЕГЭ.

1. Общая формула алкенов

1) CnH2n – 6

2) CnH2n – 2

3) CnH2n

4) CnH2n + 2

2. При гидрировании алкенов образуются

1) алкины

2) алканы

3) арены

4) спирты

3. Продукт реакции бутена-1 с хлором

1) 2-хлорбутен-1

2) 1,2-дихлорбутан

3) 1,2-дихлорбутен-1

4) 1,1-дихлорбутан

4. Пропен можно отличить от пропана с помощью реактива

1) гидроксида меди (II)

2) этанола

3) раствора лакмуса

4) бромной воды

Обсуждает с обучающимися результаты теста.

Совместное составление синквейна «Алкены».

Подведение итогов урока. Предложение детям дать оценку урока и своей деятельности на уроке.

Выполняют задания теста.
Отвечают на поставленные вопросы.

Составляют синквейн «Алкены».

Оценивают свою работу.

Личностные (умения управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях, оценивание усвояемого материала).

Коммуникативные (умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, использовать речь для регулирования своего действия).

Регулятивные (умение слушать, уточнение и дополнение высказываний обучающихся, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, оценка качества и уровня усвоения материала прогнозирование, коррекция, саморегуляция).

Познавательные (умения строить речевое высказывание, работать с тестами, логически рассуждать, участвовать в обсуждении в фронтальном режиме, анализировать свою деятельность).


Понравился материал? Скажите автору спасибо

Отзыв к материалу «Химические свойства алкенов, их применение»

Отзыв обязателен

Работа содержит ошибки

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться