Как использовать цифровые технологии в начальной школе и надо ли вообще это делать?

Марьяна Безруких:

«Цифровые технологии в начальной школе должны использоваться не ради моды, а только для повышения эффективности процесса обучения.При этом должны строго соблюдаться все гигиенические нормативы и рекомендации.

безрукихЭлектронный учебник, который дублирует бумажную версию, не имеет смысла и только увеличивает напряжение. А вот включение на уроке окружающего мира короткого ролика, рассказывающего об экзотических растениях и животных, вполне уместно, интересно и полезно.
Однако подобные «включения» не должны многократно «дробить» урок. Это заставит ребенка много раз переключаться на новый вид деятельности, и он еще быстрее устанет.

Использование цифровых технологий обостряет и проблему темпа деятельности, который различен у разных детей в классе. Поэтому любой урок с использованием цифровых технологий должен быть не только продуман и четко спланирован, но должен учитывать особенности организации и темпа деятельности учащихся».


Читайте по теме:

Наталья Виноградова:

«Конечно, нельзя полностью оградить детей от новых средств получения информации, но на первом этапе обучения, когда дети осваивают традиционное средство культуры — читательскую и письменную деятельность, вводить обучение работе с новыми информационными технологиями не целесообразно. Учитель должен понимать, что работа с электронными учебниками, компьютерами, планшетами и пр. требует владения определенными техническими умениями и навыками. 

Конечно, ребенка можно, как обезьянку, натренировать нажимать кнопки, чтобы кого-то догнать, убить, ранить, преодолеть препятствие и пр. Но это развивает, как доказано, определенное клиповое мышление, убогое воображение, «обглоданный язык» (определение академика В. Г. Костомарова), а в период обучения грамоте ребенок овладевает глубокой культурой устной и письменной речи, осваивает процесс интеллектуальной деятельности средствами языка.

Виноградова Н.ФДети дошкольного возраста, младшие школьники должны усвоить: телефон, компьютер, планшет и др. — это прежде всего средства получения информации, возможность расширить свое образование, а не ИГРУШКА для пустого времяпровождения.
Так что же, не пользоваться цифровыми технологиями? Не будем шарахаться из одной крайности в другую. Если речь идет о первом-втором годе обучения в начальной школе, то учитель использует новые информационные средства для демонстрации всему классу на большом экране иллюстративного материала, наглядного сопровождения заданий, своих объяснений и пр.

В третьем-четвертом классе постепенно на уровне дифференциации (не всем детям, а только наиболее успешным) можно предлагать отдельные задания на компьютере (в электронном учебнике). Это мое мнение – педагога и дидакта. Главное здесь — не навредить!»

Ольга ДАШКОВСКАЯ


*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.