Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Испарение и конденсация. Физика. 8 класс. Конспект урока

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: поисково-исследовательские, опытно-экспериментальные, наглядные.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Цели урока:

  • повторить особенности тепловых процессов,
  • знать механизм процессов испарения и конденсации,
  • уметь объяснять их на основе МКТ,
  • знать особенности энергетических изменений процессов испарения и конденсации,
  • знать понятия: насыщенный и ненасыщенный пар,
  • исследовать и установить зависимость скорости процесса испарения от факторов, влияющих на данный процесс,
  • определить значение испарения в быту и технике;
  • уметь ставить цель деятельности, осмысливать и анализировать задания, строить логические рассуждения, делать выводы, самостоятельно оценивать выполнение заданий, вносить коррективы;
  • уметь работать в группе, вести диалог, отстаивать свою точку и уважать мнение других.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерный блок, набор для демонстрации фазовых переходов, термометры, разные жидкости, лабораторное стекло, пипетка, электрическая лампа.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение материала. Актуализация знаний

1) Вступительное слово учителя

Совсем недавно ушли жаркие и душные летние дни, когда нас спасали напитки из холодильника. Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник. А если в походе? Да еще в пустыне? В душном вагоне поезда? Как тогда быть? Обратимся к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». …

Но чай несут девицы чинно
Едва за блюдечки взялись …

Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек? Обратимся к картине (слайд 1,2), что на ней изображено? Что такое туман? Как образуются облака?

К концу этого урока мы сможем ответить на эти и подобные вопросы.

2) Повторение тепловых изученных ранее процессов: плавления и отвердевания, механизма и условий их осуществления:

Ребята! Мы с вами изучаем агрегатные состояния вещества и виды перехода из одного состояния в другое. (фронтальный опрос на интерактивной доске):

  • В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
  • Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
  • Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
  • Назовите процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
  • Какие процессы мы уже изучили?
  • Как происходит процесс плавления, условия, необходимые для его осуществления?
  • Почему плавление идет при постоянной температуре, куда расходуется поступающая энергия?

Какой процесс перехода вещества из одного состояния в другое мы еще не изучали? (переход из жидкого состояния в газообразное).

И так, что мы сегодня будем изучать? (Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное)

3. Формулирование цели и темы урока

Учащиеся формулируют цель урока. Записываем тему урока (слайд 3, 4)

4. Изучение нового материала

1) Изменением агрегатного состояния вещества является процесс перехода жидкости в газ (пар). Как этот процесс будет называться? Кто попробует сформулировать это определение? (слайд 6, 7, 8)

Схема 1

Обратный же процесс называется конденсацией. (Записываем в тетрадь определения)

Приведите примеры конденсации из явлений природы:

  • Роса летним вечером, когда воздух охлаждается.
  • Запотевание окна.
  • Образование облаков.

Парообразование может происходить как в виде испарения, которое происходит с поверхности жидкости, так и в виде кипения. (Запись на доске)

Схема 2

2) Рассмотрим, как происходит процесс испарения, и научимся объяснять происходящее с точки зрения молекулярно-кинетической теории (беседа с учащимися по схеме о молекулах внутри жидкости и молекулах поверхностного слоя, слайд 9,10)

3) Вы замечали, что даже в жаркий летний день, выходя из реки после купания, вам становится холодно? Почему? «Энергичные» молекулы улетают, следовательно, внутренняя энергия уменьшается, и уменьшается температура тела, с поверхности которого идет испарение.

Следовательно, испарение идет с поглощением энергии, обратный процесс (конденсация) – с выделением.

Интерактивный опыт (уменьшение температуры жидкости при испарении)

Беседа, в результате которой делаются выводы и запись в тетради. (слайд 11)

4). А если закрыть плотно крышкой сосуд, в котором находится жидкость, будет происходить испарение? (Ввожу понятия насыщенного и ненасыщенного пара)

Подведем итог: учащиеся формулируют механизм процесса испарения энергетический обмен при испарении и конденсации.

5. Работа в группах

Более подробно мы сегодня рассмотрим испарение и найдем ответы на следующие вопросы: от чего зависит скорость испарения; какую роль играет этот процесс в жизни человека, животных, растений. Для этого мы будем работать в группах, поставим ряд опытов и сделаем определенные выводы.

1) зависимость от температуры

2) зависимость от площади

3) зависимость от рода жидкости

4) зависимость наличия от ветра

5), 6), 7) Применение явления испарения в жизни (поиск информации в интернете)

Экспериментальные задания группам:

Группа № 1.Капнув на две чистые стеклянные пластинки по капле спирта, поместите одну из них над нагретой электрической плиткой. Заметьте время, в течение которого испарится спирт с этой пластинки и с той, которая не подогревается. Сделайте вывод из этого опыта, а зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его. Задание 3 стр 43 (ранее задано на дом)

Группа № 2. Поместите на чистую стеклянную пластинку каплю спирта и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу. Рядом нанесите еще одну каплю спирта. Пронаблюдайте за их испарением. Сравните скорости испарения этих капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.

Группа № 3. Возьмите промокательную бумагу и капните на разные места по одной капле воды, спирта и глицерина. Проследите, какая из капель испариться первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и обоснуйте его.

Группа № 4. На две чистые стеклянные пластинки стекла поместите по капле спирта. Помашите над одной из пластинок веером так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его.

Группа №5. Найти в интернете интересные факты « Испарение и конденсация в жизни человека»

Группа № 6.Найти в интернете интересные факты «Испарение в жизни растений и животных»

Группа№ 7.Испарение в технике

Итоги работы групп, выводы (записываем в тетради):

Скорость испарения жидкости зависит: (слайд 12, 13)

1) От рода жидкости

2) От температуры жидкости

3) От площади поверхности жидкости

4) От наличия ветра.

6. Закрепление

Сейчас вам предлагается небольшая самостоятельная работа. Вам необходимо расшифровать блок-схему и затем установить соответствие названия процесса и его определения (14,15)

Самостоятельная работа (блок-схема)

Схема 3

Круг

Плавление

Процесс перехода из твёрдого состояния
в газообразное, минуя жидкое

Круг

Круг

Парообразование

Процесс превращения жидкости в
твёрдое тело

Круг

Круг

Кристаллизация

Процесс превращения пара в жидкость

Круг

Круг

Сублимация

Процесс превращения жидкости в пар

Круг

Круг

Конденсация

Процесс перехода вещества из
твёрдого состояния в жидкое

Круг

Круг

Десублимация

Процесс, при котором вещество
из газообразного состояния переходит
в твёрдую фазу.

Круг   

Проверяем (с помощью компьютера и проектора). Выполняется самопроверка.

2

5

4

1

1

3

5

4

3

2

6

6

Дополнительно:

  1. Как можно остудить воду в летнюю жару?
  2. Как объяснить появление росы прохладным летним вечером?
  3. Будет ли испаряться вода в стакане, если его из теплого помещения перенести в холодное?
  4. На улице идет дождь, вы повесили белье в помещении. Белье высохнет быстрее при открытой или закрытой форточке?
  • Проверь себя (рисунок в презентации) слайд 16,17
  • Решение качественных задач (слайд 18 – 21)
  • Проверочный тест. Взаимопроверка тестов

7. Итоги урока. Само- и взаимооценка

Ребята, а какую цель и задачи урока мы с вами ставили? Как вы считаете, справились мы с поставленными задачами? Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? А теперь с помощью оценочного листа выставляем отметку за работу на уроке.

8. Домашнее задание

1) §16, 17, упр. 9 (1-4)

2) catalog.iot.ru/

3) Испарение в жизни растений и животных (презентации, сообщения, рисунки, кроссворды) по желанию учащихся.

Если у вас «+»

6 – «5»

4-5 – «4»

2-3 – «3»

1– «2»

Каждый «-» – отнимает 0,5 балла

Оценочный лист ученика 8А класса______________________

1. Задание №1 ответы на вопросы учителя (проверка домашнего задания)

   

2. Блок – схема

   

3.Экспериментальное задание в группе

   

4.Решение качественных задач

   

5.Проверочный тест

   

6.Проверь себя!

   

Оценка за урок:__________________

  • Испарение и конденсация. Физика. 8 класс. Конспект урока

  • Испарение и конденсация. Физика. 8 класс. Презентация

Учебные издания по теме

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться