Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Инновация и интеграция учебников по ИЗО

Материал подготовлен на основе выступления «Инновация и интеграция учебников ИЗО», которое состоялось в «День учителя МХК, музыки и ИЗО» на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017.

Эксперт: Любовь Григорьевна Савенкова, доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя по научной работе, член-корреспондент РАО

Ключевые вопросы: В чем преимущество интегрированного курса ИЗО для начальной и средней школы? Каким образом у ребенка на интегрированных уроках формируется полная и единая картина мира? 

Суть: Школа должна развивать в ребенке все данные ему способности. Интегрированное, полихудожественное обучение — это особый подход к организации процесса образования. У каждого ребенка есть способности мыслить и творчески, и логически. Значит, все занятия должны проходить так, чтобы и логика, и образное мышление развивались гармонично. Это необходимо делать на всех уроках, не только ИЗО — но на примере ИЗО можно легко показать.

Все программы в рамках данного курса выстроены не по тематическому принципу, а по направлениям развития ребенка с 1 по 8 класс. Все учебники написаны для ребенка, а не для педагога — это редкий пример учебной книги, которую ученик с удовольствием читает сам.

Интегрированное преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла опирается на три подхода. Экологический — предусматривает связь обучения с развитием культуры, общечеловеческие ценности, а также внимательное отношение к возрастным особенностям ребенка. Региональный подход обеспечивает возможность рассказывать ребенку об искусстве, которое его окружает, которое ему близко, начиная от работ знакомого мастера и бабушкиных сказок. Наконец, полихудожественный подход требует показывать детям художественный образ в формате разных видов искусства.

У всех видов искусства есть много общих понятий: форма, динамика, непрерывность, нюансы, композиция. Если мы осваиваем какое-то понятие, например, ритм – то сначала поговорим с учителем литературы, чтобы он в ближайшее время поговорил с детьми о том же. Ритм есть и в природе, и в истории, и в математике — послушав о нем на всех уроках, ребенок получает объемное видение.  

Что на практике?

Основные принципы полихудожественного обучения:

Ребенок в центре всего. В центре урока, в центре деятельности, в центре нашего рабочего пространства. Мы опираемся на потребности, способности, эмоции и интересы ученика, а с другой стороны — на особенности его среды: природу, культуру, особенности региона.

Предметно-пространственный подход. Огромную роль в освоении искусства играет среда. Пустое пространство ребенку ни о чем не говорит: мы должны наполнить его предметами, явлениями, смыслами. Мы странствуем по предмету, по слогу, по картине, по стране, в которой она была написана.

Метод дедукции: идем не от малого к большому, а от большого к малому. Ребенку важно увидеть сначала целое, а затем всмотреться в частные нюансы.

Поле пространственного воображения. Ребенок проявляет себя в творчестве, осознает себя в окружающем пространстве жизни, осознает себя творцом и преобразователем.

Что изучаем? Содержание программ с 1 по 5 класс

1 класс. Главная задача — развитие наблюдательности у детей. Изучаем окружающий предметный мир, осваиваем и пробуем различные художественные материалы, формируем умение переносить наблюдаемое в творческий продукт. Слушаем музыку, фантазируем, читаем стихи и сказки.

2 класс. Осваиваем окружающую предметно-пространственную среду, формируем представление о тесной взаимосвязи между предметами. Активно изучаем природу. Открываем тему автопортрета, говорим о контрастах, и не только в изобразительном искусстве. Сочиняем в классе веселые истории и ставим спектакль: мастерим кукол, разыгрываем роли, рисуем декорации. Но только не заучивать слова своей роли! Важнее играть, понимать сюжет.

3 класс. Развиваем представление о человеке как о части природы, формируем понятия зависимости жилища, одежды, обычаев от климата и ландшафта. Рассматриваем разную архитектуру, изучаем культуру разных народов. Погружаем ребенка в разные пространства: пещера, воздух, море, пустыня, лес. Понимаем, откуда художник берет сюжеты для своих произведений.

Мы говорим о том, что у воды есть множество звуков, которые можно передать разными словами, образами. А затем, бульканье воды можно нарисовать, передать при помощи кляксы, капли, штриха.

4 класс. Формируем художественное мышление. Обращаем ребенка во внутреннее пространство: смотрим быт, интерьер, орнаменты. Начинаем создавать свою среду, рисовать, преображать пространство. Очень важно, чтобы ребенок мог всегда видоизменять пространство, а сейчас, в благополучных и красивых домах детские комнаты теряют индивидуальность, нельзя испачкать, разрисовать, приклеить: программа полихудожественного обучения старается компенсировать эти трудности.

Мы не срисовываем табуретки, детям это неинтересно. Не рисуем по образцу какого-нибудь художника: так мы просто отобьем желание рисовать. У нас в учебниках в качестве иллюстраций очень много детских рисунков. Когда в учебнике ребенок видит работы, похожие на свои, то понимает, что рисует вполне нормально и с радостью попробует изобразить тот или иной интерьер.

5 класс. Изучаем предметную среду, индивидуально организованную каждым человеком. Погружаемся в специфику и историю изобразительного искусства, осваиваем графическую грамоту в процессе самостоятельного творчества. Формируем представление о взаимосвязи: материал-форма-цвет-практическая значимость предмета.

Мы говорим о том, что по интерьеру можно понять, что за человек здесь живет. Даем практические задачи: ест пол, стена, потолок — решите их цвет. Какие цвета хороши для спальни, кухни? На уроках берем большие картонные коробки и создаем интерьеры: для жизни, слушания музыки, для музея. Делаем прямо в школе, вместе с детьми.

Любовь Савенкова предупреждает: работа по такой программе сложна, она дает учителю дополнительную нагрузку. Надо больше готовиться, больше читать, а самое главное — знать, что ребенок осваивает на других уроках, выстраивать связь с другими предметами. Но и результат превосходит все ожидания: он всегда понятен, интересен ребенку, и вскоре педагог уже не может отказаться от такого подхода.



Понравился материал? Скажите автору спасибо

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Учебные издания по теме

Вас также может заинтересовать

Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться