Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Химические свойства карбоновых кислот. Химия. 10 класс. Конспект урока

УМК «Химия. 10 класс» Габриеляна О. С.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование с использованием элементов проблемной ситуации, компьютерной презентации.

Формы работы: парная, групповая и индивидуальная.

Цель: Изучение химических свойств карбоновых кислот на основе имеющихся знаний о некоторых особенностях наиболее распространенных карбоновых кислот, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.

Задачи:

  • на основе знаний о составе и строении карбоновых кислот научиться предсказывать их химические свойства,
  • изучить некоторые специфические свойства отдельных кислот.
  • развивать умения наблюдать за происходящими изменениями с веществами,
  • формулировать проблему, определять тему и цель,
  • выдвигать и проверять гипотезу исследования.
  • развивать коммуникативные способности,
  • воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку,
  • критически относится к оценке своих знаний.
  • воспитывать чувство ответственности, внимательности и аккуратности.

Цели исследовательской работы: сделать вывод о химических свойствах карбоновых кислот на основе проведенных исследований.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Реактивы:

а) для групповой работы: уксусная, муравьиная, масляная кислоты; этиловый, изоамиловый и изобутиловый спирты; соляная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия (растворы), фенолфталеин, лакмус, пробирки; порошок Мg, гранулы Cu, порошок CuО, стаканчик с водой, спички, держатель, спиртовка.

б) для учителя: уксусная и муравьиная кислоты, аммиачный раствор оксида серебра, 2 спиртовки, 2 держателя, спички, 2 пробирки.

Структура и ход урока

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель для обучающихся: подготовка к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

  • создание положительных эмоций на работу;
  • формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Цель: психологический настрой обучающихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Не теряя времени, вспомним:

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель: проверить правильность, полноту и осознанность изучения домашнего материала.

Мотивация и мобилизация сил и способностей обучающихся, стимулирование их к успеху.

Цель для обучающихся: подготовка к активной учебно-познавательной деятельности через актуализацию опорных знаний предыдущей темы.

Цель для преподавателя: выявление уровня знаний обучающихся по теме, готовности группы к изучению новой темы, ликвидация недостатков.

Метод обучения: словесный (беседа), наглядный (презентация)

Метод организации работы: фронтальный.

Методы мотивировании (стимулирования) обучающихся: одобрение, похвала, создание ситуации успеха.

– Какую большую тему мы изучали с вами на предыдущем уроке? (Карбоновые кислоты).

– Какие вопросы этой темы нами уже рассмотрены? (Состав, строение, номенклатура, виды изомерии и физические свойства карбоновых кислот).

– Какие химические вещества называют карбоновыми кислотами? (Это органические кислородсодержащие вещества, соответствующие общей формуле CnH2n+1COOH)

– Что вы знаете о нахождении карбоновых кислот в природе?

– Каковы физические карбоновых кислот?

– Какие карбоновые кислоты вам знакомы?

– Что же объединяет всех представителей этого класса в одну большую группу? (Наличие карбоксильной группы).

Давайте вспомним особенности её строения.

– Из каких двух самостоятельных групп состоит карбоксильная группа? (слайд 1)

(Карбонильной: С=О

Гидроксильной: ОН)

– Какова особенность электронного строения карбонильной группы?

– У каких ещё классов органических соединений мы встречали гидроксильную группу? (Спирты, фенолы)

– Какие свойства придает спиртам наличие гидроксила?

(За счет подвижности атома водорода спирты проявляют слабые кислотные свойства.)

И вот две эти функциональные группы соединены между собой. Как распределена электронная плотность в получившемся фрагменте? Как это отражается на свойствах карбоновых кислот? (слайд 2)

Формула

(1. По сравнению с альдегидами и кетонами углеродный атом – С = О несет меньший положительный заряд. Это происходит благодаря положительному мезомерному эффекту атома кислорода гидроксильного фрагмента, имеющего неподеленную электронную пару. Таким образом, карбонильная группа становится не способна к реакциям присоединения, характерным для альдегидов и кетонов.

2. Вместе с тем, возрастает полярность связи – О–Н гидроксильного фрагмента, ион водорода легче отщепляется, кислотные свойства карбоновых кислот должны значительно сильнее проявляться по сравнению со спиртами.)

Проблема: некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?

(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм.)

Действительно, все дело в химическом взаимодействии кислот с различными веществами.

Поскольку, класс веществ называется кислоты, то можно предположить, что ПКК будут иметь общие свойства с неорганическими кислотами. Но, так как это вещества органические, то для них будут характерны и специфические свойства.

Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке? (Знакомиться с химическими свойствами карбоновых кислот.)

Верно, только если быть более точными, то со свойствами предельных одноосновных карбоновых кислот. Запишите в рабочие листы тему нашего урока…(слайд 3)

Поскольку, класс веществ называется кислоты, то можно предположить, что ПКК будут иметь общие свойства с неорганическими кислотами. Но, так как это вещества органические, то для них будут характерны и специфические свойства.

Каковы цели нашего урока сегодня?

(– Изучить химические свойства ПКК,

– сравнить их со свойствами неорганических кислот,

сделать выводы) (слайд 4)

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель для преподавателя: Создать условия для развития: умений проводить лабораторные опыты , умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать; устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами
и п и применением веществ.

Вызвать у учащихся желание не только удивляться достижениям науки, но и самим активно изучать науки, не бояться фантазировать, и приближать то время, когда самые смелые идеи будут осуществлены на практике.

Цель для обучающихся:

  • сформулировать гипотезу исследования
  • провести экспериментальное исследование химических свойств одноосновных предельных карбоновых кислот
  • выявить общие свойства ПКК с неорганическими кислотами
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы

Итак, на основании знаний о кислотах из курса неорганической химии давайте предположим возможные химические свойства у ПКК

+ действие на индикаторы,

+ Ме,

+ основания,

+ оксиды металлов,

+ соли.

Изучив класс предельных спиртов, какое ещё химическое свойство мы можем предположить у ПКК? (Образование сложных эфиров, реакцию этерификации)

Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения о свойствах предельных карбоновых кислот, выполним лабораторную работу в группах.

– Добывать знания можно самыми разными способами. Сегодня вы самостоятельно будете проводить исследование химических свойств карбоновых кислот. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами по известным вам критериям. А девизом вашей работы будут слова древних мудрецов:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

– Перед началом работы внимательно прочитайте правила техники безопасности.

1. Выполнение исследовательского эксперимента.

Обучающиеся разбиты на три группы, каждая группа работает со своими рабочими листами.

Первая группа изучает химические свойства ПКК на примере уксусной кислоты.

Вторая – муравьиной кислоты.

Третья – масляной кислоты.

Образец записи в рабочих листах:

Опыт 1. Реакция на индикаторы

СН3СООН СН3СОО + H+

Опыт 2. Взаимодействие карбоновых кислот с Ме.

а) 2СН3СООН + Mg → (СН3СОО)2Mg + H2

2H+ + Mg0 → Mg2+ + H20

б) СН3СООН + Cu → реакция не идет

Опыт 3. Взаимодействие карбоновых кислот с оксидами Ме.

а) 2СН3СООН + CuО → (СН3СОО)2Cu + H2О

2H+ + CuО → Сu2+ + H2O

Опыт 4. Взаимодействие карбоновых кислот с основаниями.

а) СН3СООН + NaОH → СН3СООNa + H2О

H+ + ОH → H2O

Опыт 5. Взаимодействие карбоновых кислот с солями.

а) 2СН3СООН + Na23 → 2СН3СООNa + CO2 + H2О

2H+ + CО32– → H2O + CO2

Опыт 6. Взаимодействие карбоновых кислот с предельными одноатомными спиртами.

СН3СООН + (СН3)2СНСН2СН2ОН ↔ СН3СООСН2СН2СН(СН3)2 + H2O

Отчет групп о полученных результатах.

– Что вы можете сказать о свойствах ПКК? (Свойства ПКК имеют много общего со свойствами неорганических кислот) (слайд 5)

– Могут ли неорганические кислоты вступать в реакции со спиртами? Какие вещества при этом образуются? (Да. Например, реакция нитрования многоатомного предельного спирта глицерина. При этом так же образуется сложный эфир. Могут реагировать с кислотами и предельные одноатомные спирты, при этом образуются кислые или средние простые эфиры).

Вывод: карбоновым кислотам присущи общие свойства всех кислот (запись в рабочих листах).

2. Специфические свойства карбоновых кислот.

– Через урок вы будете выполнять практическую работу по этой теме. Одно из заданий будет таким: различить уксусную и муравьиную кислоты. Как вы это будете делать?

а) Проблемный эксперимент: учитель и один ученик проводят демонстрационно реакцию «серебряного зеркала» с муравьиной и уксусной кислотой

НСООН + Аg2О → Н2О + СО2 + 2Аg

СН3СООН + Аg2О → реакция не идет

б) СН3СООН + Сl2 → СН2 Сl–СООН + НСl – эта реакция важна для промышленного производства аминокислот.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

III. Закрепление:

Тест. Химические свойства карбоновых кислот

1 вариант

Вопрос 1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия.

Реагирующие вещества

продукты их взаимодействия

  1. 2НСООН + 2Na =
  2. 2НСООН + Na2O =
  3. НСООН + NaOH =
  4. 2НСООН + Na2CO3 =
  5. НСООН + CH3OH =
  1. 2НСООNa + Н2O + CO2
  2. 2НСООNa + Н2O
  3. 2НСООNa + Н2
  4. НСОО CH3 + Н2O
  5. НСООNa + Н2O

Вопрос 2. Уксусная кислота реагирует со следующими веществами:

  1. оксид фосфора (V)
  2. медь
  3. цинк
  4. щелочь
  5. соляная кислота
  6. оксид кальция
  7. сульфит кальция

2 вариант

Вопрос 1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия.

реагирующие вещества

продукты их взаимодействия

  1. 2СН3СООН + Ca =
  2. 2СН3СООН + CaO =
  3. 2СН3СООН + Cа(OH)2 =
  4. 2СН3СООН + CaCO3 =
  5. СН3СООН + C3H7OH =
  1. (CН3СОО)2Ca + Н2O
  2. 3СОО C3H7 + Н2O
  3. (CН3СОО)2Cа + 2Н2O
  4. (CН3СОО)2Ca + Н2O + CO2
  5. (CН3СОО)2Ca + Н2

Вопрос 2. Муравьиная кислота реагирует со следующими веществами:

  1. серная кислота
  2. карбонат калия
  3. серебро
  4. гидроксид алюминия
  5. оксид меди (II)
  6. оксид серы (IV)
  7. магний

2. Взаимопроверка теста по «ключу»

3. Самооценка результатов работы.

IV. Рефлексия

– Ребята, актуален ли девиз нашего урока? (слайд) Узнали ли вы на уроке что-то новое? Было ли вам интересно на уроке? Как вы оцениваете свое участие в уроке? Где полученные знания вы сможете применить?

Дайте ответы на эти и другие вопросы в своем рабочем листе с помощью таблицы №2

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель домашнего задания – повторить и систематизировать полученные знания о ППК в целом, уметь использовать полученные знания на практике.

Цель для обучающихся:

  • стимулирование к личным достижениям;
  • развитие умения работать самостоятельно, творчески.

Домашнее задание: обязательное и по желанию (на выбор обучающихся) (учитываются способности и интересы обучающихся).

Д/З: стр. 84-92 учебника (обязательное)

по желанию (на выбор обучающихся):

Задание для I группы «Что скрывает буква Е- на этикетках?...» (Е-260, Е-200, Е-210 и т.д.) Краткое сообщение

Задание для II группы. Приготовить презентацию (не более 10 слайдов) на тему: «Отдельные представители карбоновых кислот и их роль в жизни человека»

Задание для III группы. Составить кроссворд по теме «Карбоновые кислоты»

Индивидуальное задание. Из предложенного списка практико-ориентированных задач по данной теме выбрать одну, ответ представить в виде письменного обоснования.

  • Химические свойства карбоновых кислот. Химия. 10 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться