Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Химические свойства аммиака. Химия. 8 класс. Конспект урока

УМК «Химия. 9 класс» О. В. Габриеляна.

Тип урока:урок «открытия» нового знания.

Цели урока: установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами, расширить представления об основаниях на примере раствора аммиака, воспитание ответственного отношения к учебной деятельности.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • совершенствовать навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в группе;
  • формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами разного типа, планировать решение проблемы и выстраивать цепочку действий, проводить аналогии.

Образовательные:

  • объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака;
  • изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония;
  • определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину.

Методы обучения: по источнику знаний (словесные, наглядные, практические), по характеру деятельности обучающихся (проблемное изложение, частично-поисковый).

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента для получения нужной информации, работа с электронными образовательными ресурсами.

Средства обучения: компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, инструктивные карты.

Ожидаемые результаты

Личностные: ответственное отношение к труду, целеустремлённость, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Метапредметные: применение основных методов познания (системно-информационного анализа), использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей).

Предметные:

  • Учащиеся должны знать: механизм образования ковалентной связи в молекуле аммиака и катионе аммония, химические свойства аммиака.
  • Учащиеся должны уметь: давать определение понятию донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, описывать простое вещество – азот и сложное вещество – аммиак, записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака, наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.

Оборудование и реактивы для учителя: раствор соляной кислоты, раствор аммиака, 2 колбы с пробками, индикатор лакмус.

Оборудование и реактивы для учащихся: раствор аммиака, пробирка с пробкой, универсальная индикаторная бумага.

Перечень электронных образовательных ресурсов

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева (N 125267)

Контролирующий

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08f98-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_24_01.swf

2

Донорно-акцепторный механизм образования катиона аммония (N 125254)

Информационный

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08f9f-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469b0-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=catalog&class=51&subject=31

3

Химические свойства аммиака

Информационный

Информационный модуль

http://fcior.edu.ru/card/213/fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-ammiaka.html

4

Тренажёр «Химические свойства аммиака»

Практический

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08f9e-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469b0-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=catalog&class=51&subject=31

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Обращение к классу:

При активном включении в групповую и фронтальную работу вы сможете:

  1. сформулировать тему урока;
  2. достаточно хорошо разобраться в сложных вопросах новой темы;
  3. помочь своим одноклассникам в преодолении трудностей;
  4. ощутить успешность на разных этапах урока;
  5. получить положительную отметку на уроке;
  6. без проблем выполнить домашнюю работу;
  7. продемонстрировать полученные знания в ходе выполнения практической работы на следующем уроке.

Сообщает обучающимся о видах деятельности на уроке и возможных результатах этой деятельности.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Развитие личностных УУД: самоопределение; смыслообразование; внутренней позиции обучающегося; учебно-познавательной мотивации.

2. Актуализация знаний

Работа с электронным образовательным ресурсом

Характеристика азота по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Организация работы с ЭОР контролирующего типа.

Работа с электронным образовательным ресурсом (3 слайда) (3 капитана по одному от каждого ряда, фронтально работают с представителями своей команды при выполнении интерактивного задания на одном из 3-х слайдов, согласно жеребьёвке)

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело

Развитие познавательных УУД: структурирование знаний; использование знаково-символических средств; построение речевого высказывания в устной форме.

Развитие коммуникативных УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать водородное соединение азота.

Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп, а также сравнить окраску индикатора лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота.

Что удивило?

Что предполагали увидеть?

Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и наблюдаемыми результатами.

Отвечают на вопросы учителя.

В ходе демонстрационного опыта наблюдают разную окраску лакмуса. Обсуждают увиденные результаты.

Развитие познавательных УУД: анализ, сравнение, аналогии.

4. Выявление места и причины затруднения

Какую реакцию среды имеет водный раствор аммиака?

Лабораторный опыт «Определение среды раствора аммиака с помощью универсальной индикаторной бумаги»

Организует практическую деятельность.

Выполняют (парами) лабораторный опыт, делают вывод.

Развитие личностных УУД: учебно-познавательный интерес; смыслообразование.

регулятивных УУД: волевая саморегуляция.

познавательных УУД: анализ, сравнение, подведение под понятие.

коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Проблемная ситуация:почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?

Задает проблемную ситуацию.

Высказывают предположения (разное строение атомов хлора и азота).

5. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

Работа групп (4 человека) с инструктивной картой №1

Инструктивная карта № 1

1. Составьте электронно-графические формулы:

а) атома водорода;

б) катиона водорода;

в) атома азота.

2. Составьте схему образования молекулы водородного соединения азота.

3. На основании изменения окраски индикатора в водном растворе аммиака, предположите, соединение какого класса образуется в результате проведённой реакции. Составьте уравнение химической реакции между аммиаком и водой.

4. Установите причину появления в растворе гидроксид-ионов.

5. Определите, какой ещё ион образуется в растворе?

Организация работы групп с инструктивной картой №1

Работа групп с инструктивной картой №1

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело

регулятивных УУД: волевой саморегуляции; познавательной инициативы; прогнозирования.

познавательных УУД: познавательная инициатива, построение логической цепи рассуждений;

использование знаково-символических средств;

построение речевых высказываний; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; понимание относительности мнений и подходов для решения проблем; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?

Проблема: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?

 

Самопроверка.

Инструктивная карта № 2

  1. Познакомьтесь текстовым фрагментом «Механизмы образования ковалентной связи»
  2. Представьте прочитанную информацию в виде знаково-символической схемы.
  3. Предложите своё название механизму образования катиона аммония.

 «Механизмы образования ковалентной связи»

Атом азота имеет 5 электронов на внешнем энергетическом уровне, из них 2 спаренных электрона и 3 – неспаренных. Атом азота за счёт трёх неспаренных электронов образует ковалентную полярную связь с тремя атомами водорода в результате образования общих электронных пар по обменному механизму.

Неподелённая электронная пара атома азота может участвовать в образовании четвёртой ковалентной связи. При этом атом азота выполняет роль донора двух спаренных электронов.

Катион водорода имеет свободную s-орбиталь, на которую он может принимать электронную пару азота, то есть выполнять роль акцептора. Указанный процесс происходит при образовании катиона аммония.

Организация работы групп с инструктивной картой № 2

Работа групп с инструктивной картой № 2, выполнение задания на листах ватмана маркерами.

Проверка в ходе работы с электронным образовательным ресурсом Донорно-акцепторный механизм образования связи

Рисунок 4

Организация взаимо- и самопроверки.

Проверка с использованием ЭОР.

Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиаком подобно воде?

Составьте уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной и серной кислотой.

Проверка с использованием ЭОР

Химические свойства аммиака

Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем?

Формулирует проблему
Организует взаимо- и самопроверку

Самостоятельно составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой. (2 человека работают у доски)

Работа групп с инструктивной картой № 3. (с использованием ЭОР  Химические свойства аммиака)

Рисунок 5

Инструктивная карта № 3

1. Определите степень окисления атома азота в молекуле аммиака.

2. В какой роли может выступать аммиак в окислительно-восстановительных процессах?

3. Познакомьтесь с окислительно-восстановительными свойствами аммиака в ходе работы с информационным электронным образовательным ресурсом «Химические свойства аммиака»:

а) Познакомьтесь с видеофрагментом «Горение аммиака»

  • Запишите уравнение химической реакции горения аммиака, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

б) Познакомьтесь с видеофрагментом «Каталитическое окисление аммиака»

  • Запишите уравнение химической реакции каталитического окисления аммиака, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Формулирует проблему:

Организация групповой работы

Работают с инструктивной картой №3

5. Первичное закрепление

Приём «Проверь себя»

Рисунок 6

Организация индивидуальной работы в тетради

Индивидуальная работа в тетради с текстом задания ЭОР.

Проверка результатов работы (сравнение с эталоном), самооценка.

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за индивидуальную работу.

регулятивных УУД: волевая саморегуляция; контроль; коррекция.

познавательных УУД: подведение под понятие; использование знаково-символических средств; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества в случае затруднений

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Что нового вы узнали на уроке?

Узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные свойства;

– механизм образования донорно-акцепторной связи;

– выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем.

Как бы вы сформулировали тему урока?

Составляет кластер, используя ответы обучающихся.

Отвечают на вопросы учителя

Тема урока “Аммиак и его свойства” формулируется учащимися в конце урока.

Развитие личностных УУД:самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательных УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения.

7. Д/З

Д/з: Составить инструктивную карту к практической работе, используя различные источники информации. Лабораторная работа "Получение аммиака, свойства аммиака", познакомиться с правилами безопасности при работе с аммиаком Правила безопасной работы с аммиаком

Комментирует домашнее задание

Фиксация домашнего задания в тетради.

 

  • Химические свойства аммиака. Химия. 8 класс. Конспект урока

  • Химические свойства аммиака. Химия. 8 класс. Приложения

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться