Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Формирование знаний по основам физической культуры с использованием учебника А. П. Матвеева для учащихся 10–11 класса

Выступление на тему «Формирование знаний по основам физической культуры с использованием учебника А. П. Матвеева для учащихся 10–11 класса» прошло в «День учителя физкультуры» на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017.

Эксперт: Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор МГОУ, автор УМК по физической культуре

Ключевые вопросы: Какую роль играет учебник при изучении физической культуры? Как формируются эти знания? Каким образом УМК по физической культуре поможет эффективнее вести урок?

Суть: Школьников необходимо обучать знаниям о физической культуре. Пусть нам кажется, что на это нет времени, мы слишком заняты практикой — но вопрос заложен в самом предмете и в федеральном стандарте. В ряде учебников по физкультуре основным результатом обучения является физическая подготовка. В УМК ОИГ «ДРОФА-ВЕНТАНА» это двигательная деятельность, включающая информационный компонент (знания), операциональный (способы деятельности) и процессуальный (физическое совершенствование).

Чем отличается движение от действия? У действия всегда есть цель и смысл, а движение может быть просто неосмысленным перемещением в пространстве. Если мы учим детей выполнять технику двигательных действий, отрабатывать элементы — учим ли мы их при этом играть в баскетбол? Вряд ли.

Задача учителя физкультуры — научить детей именно действовать, а не просто двигаться. И хотя из современного учебного плана практически изъят материал по взаимодействию психических процессов — восприятия, мышления, памяти, — мы не должны о них забывать.

Сегодня из программы по физкультуре ушло обучение. Многие наши учителя в методике переходят на уровень подражания: применяют чьи-то практики, не разобравшись, для чего нужно то или иное действие.

Важно: познавательная деятельность живет в логике от общего к частному, а логика обучения двигательного действия — от частного к общему. Когда мы показываем детям новое упражнение, начинаем ими руководить в этой логике: оттолкнись, повернись, вытяни, выпрями… Но при этом мы не задействуем их мышление, а значит — действуем в логике движения, а не действия.

Кстати! Наше мышление развивается только через речь. Показательные упражнения и демонстрации не сработают, если вы не говорите с ребенком, не объясняете ему ничего, не даете читать параграфы учебника, в которых объясняется смысл тех или иных действий. 

А что на практике?

Отличительные особенности УМК по физической культуре А.П. Матвеева, ОИГ «ДРОФА-ВЕНТАНА»:

Ориентация на мотивационную дидактическую функцию: использование личностно-значимых знаний, побуждающих к изучению основ и формирующее позитивное отношение к физкультуре. В каждом возрасте источник мотивации свой: на дошкольной ступени это игра, в начальной школе — игры приобретают оттенок подражания взрослому. В средней школе детям интереснее отвечать на вопрос, кто они такие и на что способны, становится значимым мнение сверстников. В старшей школе ученики приходят к современным формам оздоровления и заботы о своем здоровье — например, такие как шейпинг. Соответственно, и подход к ученикам в каждом классе свой.

Обратите внимание, как мы вызываем старшеклассника на уроке физкультуры? Он уже совсем взрослый, не спешит выполнять задание, ведет себя вальяжно, демонстративно, в итоге мы его сажаем на место с замечанием. А после урока в раздевалке он говорит: если бы учитель меня не посадил, я бы такое показал… То есть, человек хочет выразить себя в спорте, но мы даем ему материал, который не дает такой возможности. Попробуйте у себя на уроке поставить непослушного старшеклассника перед классом и попросите сделать то, что у него получается лучше всех. Пусть это будет материал четвертого класса — ничего страшного!

Доступные способы изложения материала, что позволяет расширить общий объем знаний. По мнению Матвеева, принципы развивающего обучения не в полной мере эффективны в рамках обучения физкультуре. Знания в учебнике должны даваться понятно, прозрачно, не слишком сложно и наглядно. В учебнике заложены возможности для контрольно-коррекционной функции: в условиях ФГОС, важно и на уроках физкультуры создать для детей условия для проверки, самооценки и коррекции результатов своего обучения.  

Логика формирования учебного содержания — построена по векторам направленности познавательной деятельности. Программа апеллирует к знаниям о природе, человеке и обществе.

Содержание учебника: в него входит формирование знания о физической культуре как средстве подготовки человека, об организации здорового образа жизни, о культуре здоровья. Программа предполагает активную работу не только на уроках физкультуры, но и дома — и эта работа связана не только с систематическим повторением упражнений: рекомендуется задавать детям на уроках небольшие рефераты на изучаемые темы.

Для разучивания новых упражнений нам удавалось сэкономить до 40% времени на уроках? Перед уроком мы предлагали детям почитать материал учебника. Таким образом, дети, еще не начав тренироваться, получают представление о технике выполнения упражнения. Новый материал разучивается гораздо быстрее!

Какие проблемы могут возникнуть при работе с учебником?
  • Содержание УМК остается стабильным на протяжении долгого времени и не всегда может быстро отражать новые методики преподавания отдельных учебных тем. Решение: дополнительно включайте в содержание учебные темы, обучение которым будет осуществляться по новым технологиям. При разработке плана знаний старайтесь по возможности адаптировать учебный материал под новые технологии обучения.
  • Содержание УМК ориентируется на идеальные возможности оборудования спортивных залов и площадок и наличие современного инвентаря. Решение: если инвентарь школы недостаточно хорош, перед тем как приступить к практике дайте детям представление о том, каким должен быть инвентарь. Можно использовать ресурсы тренажеров, которые в последнее время активно устанавливают на детских площадках: правда, для этого придется разработать для них комплекс упражнений.
  • Учебники ориентируются в основном на средний и высокий уровень подготовленности учащихся. Решение: познакомить учащихся с полным комплексом практик — хорошая задача, но с некоторыми из них у детей могут возникнуть трудности. Матвеев предлагает простой метод:

Сегодняшние федеральные стандарты отработаны так, что в них нет фактического содержания. Вы имеете право сами определять планируемые результаты обучения, а сложные для детей вещи подавать как ознакомительный материал. 



Учебные издания по теме

Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться