Максим Сергеевич Соловьев провел методический мастер-класс по работе с картами на уроках географии и во внеклассной работе.

Посмотреть запись вебинара вы можете здесь

Сначала разобраны примеры заданий на чтение одной карты: найти объекты по определенному признаку, указать особенности и принципы размещения объектов, уяснить набор типов объектов на данной территории (карты разного фона)… установить направление перемещения явления по карте, характеризовать компоненты природы территории, оценивать влияние природных условий на ведение хозяйства. Потом — примеры заданий на сопоставление карт: это задания на установление зависимости свойств, прогнозные задания и пр. Напомним: умение читать карту, знать ее (помнить расположение) развивают географические диктанты.

Далее приведены примеры картометрических заданий: направление, измерение углов направления, точки координат, измерение расстояний разными способами, выделение районов с различной интенсивностью явлений, вычисление усложненных показателей. Но все это есть в учебниках и рабочих планах учителя. Чего нет, но что нужно знать участникам олимпиад и конкурсов?

Читайте также: ВПР по географии: все, что нужно знать учителю и ученику

Ни в каких программах не рассматриваются искажения на карте. Искажение длин, форм, углов, площадей возникают из-за того, что страны выбирают удобные для себя проекции изображения. Не удивительно, что одна и та же страна на картах разных стран выглядит неодинаково. Надо знать, какие бывают проекции, уметь смотреть «с разных карт» и верить только градусной сети.

Читайте также: Ситуация на Байкале: реальность и домыслы

Привычной ученикам должна стать работа с контурными картами, в частности, построение тематических карт: нанесение объектов внемасштабными условными знаками, линейными знаками, способом фона, составление картодиаграмм.

Читайте также: Всероссийский съезд учителей географии: противоречивые итоги

И очень важно постоянно давать задания по топографии. Кроме заданий из учебников 5-6 классов такие задания можно придумывать и включать при изучении других тем (рельеф, природные зоны, экономические объекты и пр.). Также систематичности требуют задания по номенклатуре карты: расчет масштаба по километровой и градусной сетке, вычисление размера объектов, измерение крутизны склона, определение азимута и пр.

Разбор олимпиадных заданий по географии смотрите в вебинаре

Записала Людмила Кожурина

Перейти в каталог учебной продукции по географии


География Классическая линия
Учебники имеют одинаковую структуру, следование которой поможет педагогу организовать учебно-познавательную активность ученика. Методический аппарат позволяет реализовать деятельностный подход в обучении: материалы на активизацию мыслительной деятельности, помогают ученику «добывать» знания самостоятельно. Вопросы и задания разного уровня сложности и направленности помогают подойти дифференцированно к оценке достижений школьников. Электронная форма учебников (ЭФУ), насыщенная мультимедийным материалом, полностью соответствует печатному изданию и снабжена многими дополнительными возможностями для удобства работы по изучению предмета. Подробная информация о компонентах линии УМК География. «Классическая линия» (5-9)

География Дронов Роза ветров
Учебники реализуют системно-деятельностный подход в изучении географии, который воплощается в заданиях рубрик «Школа географа-следопыта», «Школа географа-страноведа», «Школа географа-исследователя», «Школа географа-аналитика». Задания этих рубрик помогут глубже понять теоретический материал и направлены на отработку исследовательской и проектной деятельности. Электронная форма учебников (ЭФУ) полностью соответствует печатному изданию и снабжена дополнительными возможностями для удобства работы по изучению предмета.
Подробная информация о компонентах линии УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

География Дронов 5-9
Современное содержания и методика учебников способствуют развитию активной познавательной деятельности школьников, помогают сформировать у них ценности и нравственные ориентиры, которые те смогут впоследствии применить в профессиональной и общественной деятельности. В основу учебников легли идея гуманизации образования, принципы проблемности и комплексного изучения территории. Электронные учебники включают богатый мультимедийный материал, расширяя возможности изучения предмета. Практические и самостоятельные работы, вошедшие в рабочие тетради, направлены на совершенствование навыков анализа различных источников информации, закрепление пройденного материала, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Подробнее о компонентах линии УМК В. П. Дронова. География (5-9)

География Линия Климановой-Алексеева
Курс базируется на системно-деятельностном подходе, в ходе обучения школьники не только усваивают информацию, но и проходят путь личностного развития. Выстроить индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика педагогу помогут вопросы и задания, дифференцированные по уровням сложности. Дополнительные возможности для изучения предмета открываются благодаря электронным учебникам, содержащим интерактивные и мультимедийные материалы. С помощью рабочих тетрадей школьники смогут потренироваться в выполнении заданий разных уровней сложности, закрепить навыки работы с атласом и контурными картами, познакомиться с географией родного края и подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Подробнее о компонентах линии УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева. География (5-9)