Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Формирование финансовой грамотности в курсе обществознания и экономики основной и старшей школы


Материал подготовлен на основе выступления «Формирование финансовой грамотности в курсе обществознания и экономики основной и старшей школы», которое состоялось в «День учителя географии» на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017.

Ольга СоболеваЭксперт: Ольга Борисовна Соболева, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им А.И. Герцена (СПб), соавтор учебной литературы по обществознанию

Ключевые вопросы: как учить детей финансовой грамотности на уроках обществознания?

Суть: Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью принимать эффективное решение в той или иной финансовой ситуации. Кто умеет делать правильный выбор, тот становится более финансово благополучным, а из благополучия граждан складывается благополучие социума. Вот почему международные тесты, такие как PISA, помимо всего прочего учитывают навыки, уровень мотивации и степень уверенности школьников при принятии финансовых решений. До сих пор в России пользуются успехом финансовые пирамиды. Нас подводит отсутствие привычки вести бюджет, неумение и нежелание читать договор, прежде чем подписать его. Недавно Минфином совместно с Всемирным банком было принято решение реализовать проект по содействию повышения финансовой грамотности граждан.

Что на практике?

Формируем финансовую грамотность на уроках обществознания: рекомендации педагогам

1. Не поддавайтесь влиянию стереотипов. Согласно международным исследованиям, самый высокий уровень финансовой грамотности у школьников Китая. Причем, уровень читательской и математической грамотности с этим показателем практически не связан!

Часто мы оправдываемся тем, что в сфере финансов нужно много считать, а мы гуманитарии. Так вот, для решения финансовых задач нужно всего лишь уметь совершать примитивные арифметические действия! 

На уровень финансовой грамотности не влияет ни пол детей, ни наличие у них личного опыта зарабатывания денег. Напротив, дети, которым дома платили деньги за работу, показывали низкий результат в тестах — скорее всего, неадекватно оценивали свой труд. А вот фактор профессии родителей на уровень финансовой грамотности влияет, причем наиболее уверенные и подкованные дети растут в семьях, где родители занимаются интеллектуальным трудом. Еще один важный фактор — доступ школьников к финансовым продуктам. Например, в Австралии и Новой Зеландии 100% молодежи от 15 лет имеют счета в банках, у них есть личный опыт взаимодействия с банковской системой. В России таких детей только 23%.

2. Не умаляйте силу личного примера. По данным социологического опроса, который провела Ольга Соболева, учителя не считают, что отсутствие личного опыта мешает им успешно работать: то ли считают свой опыт достаточным, то ли не придают ему значения. Однако о многих вопросах мы можем рассуждать, только если сами имеем к ним отношение. Здорово, когда педагоги обществознания делятся с учениками личным опытом участия в предвыборной кампании, рассказывают, как они сами брали кредит или выбирали оптимальные условия для вклада.

Зарплаты учителей не позволяют задумываться о том, куда вложить лишние деньги. В семье педагога в среднем на человека приходится до 15 тысяч рублей: откуда взяться опыту в преумножении капитала?

К счастью, учителя часто берут кредиты, в том числе ипотечные. Каждый из них может рассказать о своем опыте использования мобильного банка или уплаты налогов, или по крайней мере сходить и попробовать, чтобы потом рассказать в классе.

3. Не ограничивайтесь материалом учебника. Сейчас, в 2017 году, педагоги и издательства оказались в своего рода ловушке: вот уже несколько месяцев мы ждем обновления федерального перечня учебников. Пока он заморожен, издательства не могут печатать новые учебники с важными обновлениями. Эксперт отмечает: в программе обществознания есть масса новых дидактических единиц, которых пока в учебниках нет, а давать по ним знания уже нужно. Придется либо искать нужные факты на сайтах издательств, либо применять личный опыт.   

4. Решайте как можно больше контекстных задач. На уровне умений и действий финансовая грамотность школьника формируется через работу с информацией, оценку проблем и применение знаний. А где применять знания о банковской системе и особенностях страхования ребенку, который пока не вполне включен в экономическую сферу? Конечно, в решении задач! Важно, чтобы они были основаны на жизненных ситуациях, при этом были актуальны и адекватны для каждого возраста. Задачи на отвлеченные темы и с нереальными цифрами будут скорее мешать, чем помогать. 

5. Говорите о финансах не только на уроках экономики. Согласно новой концепции преподавания обществознания в России, с экономической сферой дети будут знакомиться целый год, в 9 классе. Но не стоит забывать о финансах и в других разделах курса: говоря о выборе профессии, мы сравниваем зарплаты; изучаем право — говорим о жилищном праве и о налогах. Проблемы бедности и социального неравенства тоже дают богатую почву для обсуждения экономических аспектов.

6. Взаимодействуйте с учителями математики. По итогам просмотра разных учебников по математике, Ольга Соболева пришла к выводу: задач с экономическим содержанием в курсе математики очень мало. К тому же, с пятого класса ученикам предлагается решать задачи, еще не изучив базовых экономических понятий. Чисто математически задачи элементарные, но есть терминология, с которой дети должны будут познакомиться только спустя три года. Встречаются и примеры, не привязанные к реальности: например, в некоторых УМК ситуация в задаче описана адекватная, а процентные ставки и курсы валют просто нереальны.

Для интереса было бы неплохо дать детям ту же задачу с реальными современными цифрами: пусть посчитают и ощутят разницу!

На самом деле, учителю математики стоит посочувствовать: мало кто из семиклассников поймет задачу на акции и инвестиции. Полезно учителю обществознания взаимодействовать математиками, чтобы помочь им и заодно подготовить себе почву для 9 класса.  

7. Тщательно выбирайте УМК. Можно помочь себе и детям, начав разговор о финансовой грамотности чуть раньше, чем предлагается программой. Например, ОИГ «ДРОФА-ВЕНТАНА» выпустила пропедевтическое пособие для 5 класса «Один день из жизни ученика». В книге рассматриваются разные бытовые ситуации, связанные с экономической социализацией детей: например, по дороге в школу или в школьном буфете. Через ситуации закладываются основные практики и основы финансовой культуры.

Обратите внимание на учебник издательства «ДРОФА-ВЕНТАНА» для 9 класса с подзаголовком «Экономика вокруг нас»: это единственный в перечне учебник по экономике для основной школы. Педагоги говорят, что его с лихвой хватает и на 8, и на 9 класс. Для непрофильного класса он, возможно, слегка сложен, но модульная система позволяет пропускать факультативные темы. Особая «изюминка» учебника — тренировочная контрольная работа, выполненная в форме таблицы. В ячейках таблицы есть суждения, среди которых нужно выбрать правильные, а затем сложить все числа, указанные в ячейках с правильными ответами. Получил 50 — значит, правильно ответил. Сумма не совпадает — нужно перепроверять.

Перейти в каталог учебной продукции


Учебные издания по теме

Вас также может заинтересовать

Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться