Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5–11 классов (на примере УМК Г. К. Муравина, О. В. Муравиной)

Выступление на тему «Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5–11 классов» состоялось на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017 в «День учителя математики».

Полное расписание очных мероприятий педмарафона

Ольга МуравинаЭксперты: Ольга Викторовна Муравина, к.п.н., доцент кафедры математического образования ИРОТ, автор учебников по математике.


Георгий МуравинГеоргий Константинович Муравин, к.п.н., профессор, почетный работник образования, заведующий кафедрой математического образования ИРОТ.

Ключевые вопросы: Что такое финансовая грамотность? Что нужно делать на уроках математики, чтобы сформировать финансовую грамотность у школьников?  

Суть: Отсутствие экономического воспитания — причина множества проблем нашего общества. У детей отсутствие включенности в финансовую сферу жизни выражается всего лишь в небрежном отношении детей к вещам. У взрослых последствия экономической безграмотности более серьезны: безответственное отношение к кредитам, участие в финансовых пирамидах, неумение планировать бюджет семьи.

У нас были споры со многими экспертами: нас спрашивали, зачем в школе поднимать сложные финансовые вопросы? Например, с расчетом пенсии многие профессионалы еле справляются, а вы предлагаете детям рассчитать? Но задачи на кредиты в ЕГЭ появились еще раньше, — объясняет Ольга Муравина, — И тем более, мы заботимся о мотивации детей. Им должно быть ясно, зачем уметь решать те или иные задачи.

УМК по математике Ольги и Георгия Муравиных — обширный комплекс методических пособий, направленных на формирование финансовой грамотности в процессе изучения математики. Это не отдельная тема и не раздел учебника, а общий подход ко всем изучаемым темам. В УМК включены и электронные формы учебника, работающие на платформе LECTA и работающие как при помощи интернет-подключения, так и офлайн.

Авторы учебника предлагают обучать детей финансовой грамотности по трем направлениям: непосредственно в рамках изучения предмета, в области проектной и внеклассной деятельности. По всем вопросам использования УМК педагоги могут обращаться к авторам учебника на сайте muravins.ru — это открытая площадка для решения текущих вопросов педагогов.

Формируем финансовую грамотность: как практические задачи встраиваются в программу по математике?

3-4 класс. Уже в первом классе дети знакомятся с разными денежными знаками. Кроме того, им полезно знать стоимость их личных вещей: это поможет быть бережливее. 

Задачи. Вполне по силам ученику начальной школы научиться рассчитывать сдачу с покупки в школьном буфете: во втором классе — в пределах сотни, в третьем — в пределах тысячи, а к четвертому классу дети оперируют многозначными числами, то есть, выходят за пределы своей повседневной практики.

Проекты. В начальной школе эффективнее всего знакомиться с деньгами через проекты. Предлагаем темы: «Зачем нужны деньги?», «Откуда берется цена?».

5 класс. В задачах поднимаем вопрос налогов, премий, даем задачи на расчет зарплаты и семейного бюджета, первые простые задачи на проценты. Когда справимся с этим, начнем решать задачи на бюджет и доходы страны: у государства тоже есть свои статьи доходов и расходов.

Задачи. Классические: стоимость проезда в пригородном поезде, расчет выручки магазина, вычислить сумму налога.

Проекты. Актуальные темы: «Национальные валюты», «Процентные расчеты», «Формирование семейного бюджета». Можно продолжить работу над темами и в шестом классе.

6 класс. Знакомимся с понятиями выручки, прибыли и себестоимости. Учимся рассчитывать коэффициент наращения, равный процентному отношению новой суммы на счете к начальному вкладу.

Теория в учебнике дана небольшими «порциями»: боятся дети больших объемов текста, предпочитают их не читать. Мы оформляем главные положения в рамках, даем материал в форме таблицы или схемы. Чтобы дети учились успешно, у них должны быть и образцы, и таблички, и другие помощники.

Задачи. На изменение процентной базы, то есть двукратное изменение величины. На сложные банковские проценты. На распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам. На расчет зарплаты и налогов с помощью пропорций. Учим детей составлять круговые диаграммы, например, доходов на семью из трех человек.

Проекты. Актуальные и ориентированные на практику: «Способы зарабатывания денег», «Азартные игры и вероятность выигрыша», «Управление личными финансами», «Признаки и риски финансовых пирамид». Многие темы останутся интересны до самого окончания школы.

7 класс. Вводятся понятия функции, линейной функции, вероятности. Появляются и новые финансовые темы: рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит, избыточное предложение, депозит и кредит, оптимальный вариант выбора покупки.

Задачи. На проценты с постоянной и переменной процентной базы, обмен валюты и определение курса валют при помощи линейных уравнений и систем линейных уравнений. Расчет вероятности выигрыша в лотереи: причем, в качестве примеров берем реальные лотереи: Лотто Миллион, Русское Лото. Начинаем разбирать задачи с экономическим содержанием: например, о банковских вкладах с разными условиями, о выплате по кредиту и о кредитных условиях.

Дети часто просят у родителей смартфон, причем прямо сейчас. Родители могут сказать: без проблем, возьмем кредит, только давай сначала рассчитаем, сколько мы потеряем на этом. Такой пример очень показателен: даже взрослые, если произведут расчеты, может быть, откажутся от сиюминутного удовольствия и предпочтут накопить полную стоимость.

8 класс. В программе — квадратные уравнения, знакомство с квадратным корнем.

Задачи. О налогах, рыночном равновесии, начислении зарплат и премий, задачи на спрос и предложение. Даем новые типы задач по изученным финансовым темам. Например, вычислить, сколько процентов по кредиту начислял банк, если известен срок погашения и сумма разовой выплаты.

Если давать хотя бы по одной текстовой задаче на каждом уроке и решать ее в классе, это будет очень полезно. Мы выбираем такие задачи, чтобы ученики могли составить по каждой из них несколько уравнений. Затем, учитель может поставить вопрос о рациональности: какое решение проще? Причем, необязательно учителю на уроке доводить задачу до числового ответа: техническую работу можно и на дом задать. Лучше решить больше разных задач, а посчитать дети и сами смогут.

9 класс. Новый материал — арифметическая и геометрическая прогрессия, статистика, средние характеристики. С этими темами и будут связаны финансовые задачи.

Задачи. Расчет возрастания вклада по форме N-го члена геометрической прогрессии. Расчеты по некоторым видам кредитов и депозитов, сводящихся к формулам сумм арифметической и геометрической прогрессии. Учимся читать финансовые графики, связанные с изучением свойств и графиков квадратичной функции. Решаем задачи на нахождение минимальной оплаты труда, связанные с оптимальным распределением работы между двумя предприятиями. Учимся решать задачи о влиянии процента брака на повышение себестоимости и цены товара. Даем различные подходы к оценке средних значений (средняя зарплата в регионе и на предприятии), опираясь на моду, медиану и среднее арифметическое ряда величин. Рассчитываем оптимизацию затрат на производство изделий с помощью составления линейных неравенств. решаем задачи о покупке и продаже акций, прибыли, убытке. Даже формулу ипотечного кредита даем: таких задач никогда не было в школьной программе.

Прежде чем купить квартиру, нужно понять, сможем ли мы выплачивать ипотечный кредит. Может статься, что ребенок скажет родителям: мы берем невыгодный кредит на квартиру, давайте поищем более выгодные условия. Веселая это будет история, когда ребенок окажется более финансово грамотный, чем родители.

10-11 класс. В 10 классе ученики уже знают о показательной и логарифмической функции: мы можем использовать их свойства при решении задач. Кроме того, оперируем формулами банковского кредита и депозита. Рассчитываем минимальные сроки кредита, удовлетворяющие тем или иным условиям.

Задачи. Интересные финансовые задачи, привязанные к реальным событиям жизни: о медицинской страховке, о возможности возврата налога на физических лиц, на облигации, на оплату штрафов. В целом, к 11 классу дети на уроке математики могут освоить почти все типичные ситуации, когда необходимо применить финансовую грамотность.

    

Понравилась работа? Скажите автору спасибо
Нашли ошибку или есть вопросы к автору?

Комментирование разработки

Для того, чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться на сайте

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Учебные издания по теме

Нужна помощь?
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться