Важно не путать метапредметность с межпредметностью, хотя во многих случаях они выступают сообща. Приставка «мета» означает «за», «через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным областям деятельности человека.

Читайте также: Когда появится метаучебник?

Курс на формирование финансовой грамотности у школьников — пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня. Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Надо понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Материал подготовлен на основе вебинара «Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5-11 классов»

В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования.

Правильное отношение к деньгам в широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье, для чего проводится специальная работа с родителями. И это в основном нравственный аспект. Математике же отводится особое место в повышении финансовой грамотности — создание математического аппарата для решения основных финансовых «задач».

Финансовая грамотность на уроках математики

В школьном курсе математики, разработанном Муравиными Ольгой Викторовной и Георгием Константиновичем, предлагается поэтапная схема введения практических знаний о финансах. То есть не обрушивать на старшеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагать задачи, которые отображают финансовые операции. Стоит обратить внимание на то, что это должно стать дополнительным стимулом для изучения предмета: теперь есть очень четкий ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни? Зачем мне заучивать формулы?». Не лишним будет напомнить ученикам, что такие задачи будут встречаться в ЕГЭ, это привлечет внимание тех, кто заранее замотивирован на успешную сдачу государственной аттестации.

Как же предлагается соотносить новые темы со школьной программой?

В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не только свое имя, возраст, но и, например, размер одежды. Обязательными становятся задачи на расчет стоимости; пользуясь таблицами с данными, ученик будет совершать покупки: например, будучи ограниченным конкретной суммой, он должен принять решение, какие билеты в театр он может себе позволить купить.

Учим школьников считать деньги: основы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе

Математика 6 класс

В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии. Стоит заострить внимание на том, что денежные средства выгоднее хранить в банках, а не прятать под подушкой. В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

Математика 7 класс

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.

Математика 8 класс

В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.

Математика 9 класс

9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций. В 10-11 классах при введении математического анализа ученикам будут предложены более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения.

Перейти в каталог продукции по алгебре для 7-11 классов

Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задач должно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можно говорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формировании финансовой грамотности.

Подробная информация о финансовой грамотности на уроках математике представлена в вебинаре. Смотреть запись