К юбилею революционных событий 1917 года мы собрали несколько знаковых кинолент о Великой российской революции, которые иллюстрируют эпоху глобальных перемен, происходивших в стране. Безусловно, события, показанные в данных художественных фильмах, являются творческим переосмыслением, режиссерским взглядом на революционные события. Все фильмы в подборке — черно-белые, отчего сегодня их очень часто путают с документальной хроникой тех лет.

Учебник. 9 класс. ИскусствоЗа сто с лишним лет существования кинематограф прошёл яркий и нелёгкий путь от занимательного аттракциона с движущимися на экране фотографиями до синтетического фильма. Он оказался способен не только фиксировать внешнее движение, но и проникать в самые глубины человеческого характера, в сущность исторических событий, в хитросплетение социальных процессов. Появление на горизонте новой, десятой музы, создавшей на экране иллюзию реальности, не только не поглотило другие самостоятельные искусства, но, наоборот, отчётливее выявило их границы и специфику. Исследуя художественную природу кинематографа, его создатели, ни на минуту не прекращавшие творческий поиск, добились значительных результатов. Подробнее о кинематографе читайте в учебнике Искусство. 9 класс. Данилова Г.И.

Михаил МягковМихаил Мягков, доктор исторических наук, научный директор РВИО, советник Министра культуры РФ: «Революция — великое событие, вне зависимости от того, какое значение мы придаем этому слову. Сегодня наши ведущие историки, которые в том числе разрабатывали новый историко-культурный стандарт, который ляжет в основу нового цикла учебников, естественно рассматривают события с Февраля по Октябрь единым революционным процессом. Он начался в феврале и привел к октябрьским событиям. Безусловно, Гражданская война была следствием этого исторического революционного процесса. Октябрьские события и события лета 1917 года – тесно связаны друг с другом. Происходила трансформация общества, государственных институтов, в дело вступали новые движущие силы, и понять Октябрь без Февраля практически невозможно». Смотреть запись онлайн-конференции «Диалог с историей: мы и Великая российская революция 1917 года»

Сергей АгафоновСергей Агафонов, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории: «Любая тема по истории — это возможность  учителя обратить внимание детей на  то, что у нас есть в сфере литературы, искусства, кинематографии» Смотреть каталог продукции по предмету История России


Александр ШубинАлександр Шубин, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: «Я советую привносить на уроки истории советский кинематограф с вашими критическими учительскими замечаниями». Читайте также: Видные российские историки обсудили проблемы преподавания Великой российской революции 1917 года в школах

Октябрь (1927)


«Октябрь»
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Год создания и студия: Совкино, 1927
Фильм, завершающий знаменитую трилогию Сергея Эйзенштейна («Стачка», «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь»), создавался к 10-летию Октябрьской революции. В распоряжении молодого, но уже прославленного к тому времени режиссера, были все средства — достаточное количество пленки, исторические костюмы и возможность снимать в интерьерах Зимнего дворца. В результате получилось масштабное кинополотно с ярким идеологическим характером. В фильме специально используются новаторские для тех лет приемы монтажных склеек, что делает картину похожей на документальную хронику. Кстати, именно в этом фильме впервые в кино появляется образ Ленина.
Цитата: Владимир Маяковский: «Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за всей этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него» (Полное собр. соч., т. 12, 1959).

Читайте также: К 100-летию Великой российской революции: Белое движение и Гражданская война

Ленин в Октябре (1937)

«Ленин в Октябре»
Режиссер: Михаил Ромм
Студия: «Мосфильм», 1937
Фильм снимался уже к 20-летию Октябрьской революции, проект курировал лично Сталин, поэтому на режиссера Михаила Ромма легла серьезная задача — впервые в звуковом кино показать образы вождей. В киноленте отражены все ключевые революционные события, в том числе знаменитая сцена штурма Зимнего дворца. Однако реальные исторические события в этом фильме зачастую искажены. «Ленин в Октябре» два раза перемонтировался. Сразу после смерти Сталина некоторые сцены с ним были вырезаны, а в 1963 году вождь был «удален» из фильма полностью.
Цитата: «Власть мы берем всерьез и надолго»

Подробнее о революционных событиях 1917 года читайте в учебнике История России. 10 класс. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А.

Выборгская сторона

«Выборгская сторона»
Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Киностудия: «Ленфильм», 1938
Историко-революционный фильм, финальная часть трилогии о революционере по имени Максим («Юность Максима» и «Возвращение Максима»). События в фильме происходят в Петрограде в первые месяцы после захвата власти большевиками, вокруг нищета и голод. Опытный большевик Максим становится комиссаром Государственного банка, ему предстоит столкнуться со старорежимными служащими, совершающими тайные денежные переводы за границу...
Цитата: «Детей — в лагеря! Нынче собственность на детей не полагается»

Читайте также: Великая российская революция 1917 года: актуальные вопросы, авторитетные ответы

Человек с ружьем (1938)

«Человек с ружьем»
Режиссер: Сергей Юткевич
Киностудия: «Ленфильм», 1938
1917 год. Солдат Иван Шадрин едет с фронта в революционный Петроград, чтобы передать Ленину письмо однополчан. Фильм является одной из самых известных частей киноленинаны, произведений, посвященных Владимиру Ленину.
Цитата: «Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!»

Читайте также: Круглый стол «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года»: подводим итоги

Апассионата (1963)

«Аппасионата»
Режиссер: Юрий Вышинский
Киностудия: «Мосфильм», 1963
Короткометражный художественный фильм по мотивам рассказа Горького «В.И.Ленин». Зимним вечером 1920 года Ленин в гостях у Горького слушает известного пианиста Исайю Добровейна, который исполняет Шопена и Бетховена.
Цитата: «Быть человеком — должность адски трудная»