Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Движение земной коры. Землетрясение. Вулканы. 5 класс. Разработка урока

Тип урока – комбинированный.

Цель (методологическая): представить возможности использования электронных приложений на уроках географии как средства формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.

Тема урока: Движение земной коры. Землетрясение. Вулканы.

Цель урока:

  • Сформировать представление о движении земной коры;
  • Сформировать знания о землетрясениях, закономерностях их распространения;
  • Сформировать понятие вулкан;
  • Выявить закономерности распространения вулканизма;
  • Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

Оборудование и средства обучения, используемые на уроке:

  1. ТСО (проектор, компьютер, колонки);
  2. электронные приложения:
    • К учебнику География 5-6- класс. Землеведение./ Под ред. Дронова В.П. Изд-во «Дрофа» Тема: Движения земной коры (теоретическая часть)
    • К учебнику И.Б. Баринова География 5 класс. Начальный курс/ Тема: Землетрясение
    • К учебнику И.Б. Баринова География 5 класс. Начальный курс/ Тема: Вулканы
    • К учебнику И.Б. Баринова, Неклюкова И.И. География 6 класс. Начальный курс/ Тема: Гейзеры
  3. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин География. Начальный курс. 5 класс. Учебник  – М.: Дрофа, 2014 – 140 с.
  4. Серия «Наглядные пособия»  / Изд-во «Дрофа» Авторы: В. И. Сиротин, О. А. Панасенкова, А. В. Чернов /
  5. Атласы 5 класс ФГОС
  6. Настенная карта полушарий мира

Этап урока

Деятельностный компонент урока
(элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Электронные приложения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Этап 1 Вводный

Установка учителя на работу

Определяют готовность рабочего места к уроку (учебник, тетрадь, принадлежности)

Регулятивные (планировать с помощью учителя учебную деятельность)
Коммуникативные:
Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать;

Формулировать правила поведения

 

 

Этап 2. Проверка знаний
Актуализация полученных знаний по теме

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Используя интерактивную схему и последовательность вопросов учитель формирует представление о движении литосферных плит:

Твердая оболочка Земли - земная кора. Земная кора верхняя часть литосферы.
Из каких крупных блоков состоит литосфера?
Откройте учебник на странице 70 рис. 44. Что изображено на рисунке?

Используя интерактивную схему, формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Учащиеся выясняют, что происходит в результате вертикальных и горизонтальных движений :

Литосферные плиты

 Карта литосферных плит

Коммуникативные:

Продолжить обучение в эвристической беседе;

Добывать недостающую информацию с помощью различных источников (карт, электронного приложения)

Регулятивные:

Применять методы информационного поиска с помощью учебника

Познавательные:

Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт,  учебники, электронные приложения;

Развитие личной рефлексии: знаю или не знаю;

Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве

Вертикальные и горизонтальные движения земной коры; делать вывод  об изменении природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил; анализировать карты и схемы «Литосферные плиты», устанавливая места столкновения и расхождения литосферных плит. 

К учебнику География 5-6- класс. Землеведение./ Под ред. Дронова В.П. Изд-во «Дрофа»

Тема: Движения земной коры (теоретическая часть)

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения СЛАЙДА 1,2
В результате движения земной коры  в её слоях что происходит? Какие движения испытывают плиты?
Рис. 48 стр.74

Горизонтальные и вертикальное движение
Сжатие-смятие в сладки
Растяжение – разломы на глыбы, смещение относительно друг друга

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения СЛАЙДА 3 Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос: В результате какого движения земной коры происходит сброс ?

Вертикальное

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения СЛАЙДА 4 Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос: В результате какого движения земной коры происходит горст ?
ДЕМОНАТРАЦИЯ макета движения литосферных плит

Вертикальное

Переходный мостик

Как вы считаете, опасны  ли движения земной коры для человека? Как еще может проявляться движение литосферных плит?

Этап 3. Изучение нового

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Проблема Как  возникают землетрясения?
ДЕМОНАТРАЦИЯ наглядного пособия «Землетрясение»
Что такое землетрясения?

Оформляют тетради:
Записывают тему: Землетрясение

Изучение схемы наглядного пособия.
Ответы на вопросы
Резкие колебания поверхности , возникшие в результате движения земной коры.

Коммуникативные:
Продолжить обучение в эвристической беседе; Уметь отображать информацию в графическом виде;
Выделять главную
мысль в увиденном и услышанном;
Организовывать и планировать учебное  сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Регулятивные:
самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;
уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;
Познавательные:
Уметь объяснять особенности географических процессов и явлений;
Отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи;
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт,  учебники, электронные приложения;
Делать вывод о главных признаках предметов и явлений в результате совместной работы всего класса;

Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве;
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

 

Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений;
Показывать на карте территории, подверженные землетрясениям; Выявлять причины возникновения землетрясений; Осознавать необходимость соблюдения правил  поведения во время экстремальных ситуаций;

 

 

Серия «Наглядные пособия»  / Изд-во «Дрофа» Авторы: В. И. Сиротин, О. А. Панасенкова, А. В. Чернов
Тема: Движения земной коры (1) Землетрясение

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Процесс

Что такое очаг землетрясения?

Посмотрите на схеме и определите, в каком населенном пункте произошли наибольшие разрушения?

Зависит ли сила землетрясений от глубины очага землетрясения?

Как оценивают силу землетрясений?

Что законспектируем в тетрадь

 

Организация работы в тетради

Причинно следственные связи

Теперь давайте попробуем определить, где происходят землетрясения?
Откройте учебник рис. 50 стр. 76 оказаны зоны землетрясений
Рис. 44 стр.70 лит. плиты

Записывают определение понятия в тетрадь
Нарисуем схему землетрясений

 

Вывод землетрясения происходят на границах литосферных плит

Этап 4. Закрепление и обобщение

Межпредметные связи с курсом
Безопасность жизни
деятельности

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения интерактивной схемы «Землетрясение»
Вы просмотрели  фрагмент, что вы нового узнали о землетрясениях?
Как надо себя вести во время землетрясений?

Опасно?
Проговаривают правила поведения при землетрясениях

 

К учебнику И.Б. Баринова География 5 класс. Начальный курс/
Тема: Землетрясение

 

Переходный мостик

Идем далее
Какие ещё процессы являются проявлением движения земной коры помимо землетрясений?

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель

Этап 5. Изучение нового

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Процесс

Проблема Как  образуются вулканы?

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения интерактивной схемы «Вулканы»

Что такое вулкан?

Что узнали из фрагмента?

 

Записывают тему в тетрадь

Просмотр видеофрагмента

Ответы на вопросы

Зарисовывают схему вулкана в тетрадь!!!

  1. Строение вулкана
  2. Как происходит извержение
  3. Что такое лава – излившаяся на поверхность магма
  4. Виды вулканов: конический и щитовой
  5.  Действующие и потухшие
  6. Вулканы России – Камчатка и Курилы 

Коммуникативные:

Продолжить обучение в эвристической беседе;

Уметь отображать информацию в графическом виде;
Систематизировать полученные знания  с помощью пересказа материала, выполнения схем, конспектирования и т.п.;

Регулятивные:

формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ;

применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты);

Познавательные:

Уметь объяснять процессы и явления;

Формулировать алгоритм ответа на вопрос;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Ориентироваться в учебнике;

Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт,  учебники, электронные приложения;

Делать вывод о главных признаках предметов и явлений в результате совместной работы всего класса;

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя

Устанавливать с помощью различных источников информации районы вулканизма; Выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма; Создавать образ вулкана; 

К учебнику И.Б. Баринова География 5 класс. Начальный курс/

Тема: Вулканы

Организация работы в тетради

Причинно-следственны связи

Теперь давайте попробуем определить, где происходит вулканическая активная?
Откройте учебник рис. 50 стр. 76 показаны зоны землетрясений и вулканы (действующие, потухшие)
Рис. 44 стр.70 лит. Плиты
Определите, существует ли взаимосвязь  видами движения лит. плит и вулканической активностью

Этап 6. Закрепление и обобщение

Вывод вулканическая активность происходит на границах литосферных плит, где литосферные плиты сходятся!!!!!

Изучение нового

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Межпредметные связи с курсом физики

Откройте рис. 52 стр 78. Скажите что такое гейзеры?

Задание Просмотрите интерактивную схему о том, как действует гейзер! И попробуйте озвучить данный фрагмент- описав механизм действия гейзера у доски в роли диктора

Работа с учебником – рисунок 52, отвечают на вопрос: запись определения в тетрадь Гейзеры- это фонтанирующие горячие источники горячей воды в районах извержения вулкана

После просмотра интерактивной схемы учащийся выходит к доске и озвучивает фрагмент

Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; Самостоятельно анализировать интерактивные схемы электронного приложения;
Выдвигать версии (высказывать свою версию действия гейзера);

Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт,  учебники, электронные приложения; Делать вывод о главных признаках предметов и явлений в результате самостоятельной работы

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя Формирование устойчивой мотивации к практической и исследовательской деятельности

Сформировать образ гейзера и причина их возникновения, особенности процесса извержения (действия)

К учебнику И.Б. Баринова, Неклюкова И.И. География 6 класс. Начальный курс.

Тема: Гейзеры

Этап 7. Завершающий этап изучения нового материала Закрепление и обобщение

Что вы узнали нового?
Чему научились?
Как вы оцените свою работу на уроке? Поставьте себе оценку в тетрадь? 2-3 учащихся спросить, какую оценку себе поставили и почему? Обратиться к классу, кого из своих одноклассников они бы отметили положительной оценкой?
Устали или нет? Приятная усталость?

Саморефлексия

 

Регулятивные:
Определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности;
Осознавать причины своего успеха или неуспеха;

 

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя

 

 

 

 

 

Задание на дом

22-23

Заключение (вывод – саморефлексия учителя)

Удалось использовать электронное приложения к учебникам изд-ва «Дрофа» на различных этапах дидактического цикла:

  1. При постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у обучаемых положительной мотивации к её решению, принятие задачи учащимися (этапы урока 1-4)
  2. При предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения (этапы урока - 3,5);
  3. При организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного уровня
  4. Организация обратной связи, контроль за усвоением учебного материала и самоконтроль.

Электронные приложения к учебнику мною использовались:

  1. как инструмент формирования информационной и коммуникационной культуры посредством подборки учебных материалов в электронных приложениях к учебнику;
  2. как средство мотивации учащихся; наглядной (интерактивный компонент) демонстрации процессов, объектов и явлений; формирования предметных и метапредметных навыков и универсальных учебных действий;
  3. как информационная база для конструирования уроков;
  • Движение земной коры. Землетрясение. Вулканы. 5 класс. Конспект урока

  • Движение земной коры. Землетрясение. Вулканы. 5 класс. Комментарии к уроку

  • Движение земной коры. Землетрясение. Вулканы. 5 класс. Разработка урока

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться